READING

«Множественное время клиники» – моноспектакл...

«Множественное время клиники» – моноспектакль о поиске своей идентичности в театре «Практика»

12 апреля 2019 года в театре «Практика» состоялась премьера спектакля Андрея Бурова «Множественное время клиники».  В основе спектакля – пьеса художницы и драматурга Шифры Каждан.  Впервые пьеса была представлена зрителю на фестивале молодой драматургии «Любимовка». 

Героиня истории, в исполнении Алисы Кретовой, от чьего имени идет повествование,  исследует  художественный опыт XX-XXI веков. Процесс исследования происходит  через  погружение в контекст, переосмысление своего опыта,  через попытку понять свое «Я» сквозь призму «эстетического опыта человечества». 

Формат повествования, через которую авторы выражают свой замысел, представляет собой моноспектакль. Но, если вначале он имеет одну четкую  форму, то ближе к развитию финала трансформируется. И уже все не так однозначно. Вначале легко угадывается  форма лекции. Чего мы ждем от лекции? Как мы привыкли, обычно она дает ясную логику повествования. Но с каждой минутой спектакля содержание переходит на ассоциативный уровень. Включаются чувства, иная трактовка смысла, эмоции.  Зрителю  предлагают самому  достроить ассоциативные связи, понять, что происходит, и связать воедино все то, что он сейчас наблюдает и проживает.  Спектакль словно дает нам возможность расширения пространства конкретной комнаты и выход далеко за ее пределы.

фото Владимир Котов

Хочу отметить работу художника-теxнолога Дарьи Уфимцевой и художника по свету Антона Астахова. История, рассказанная зрителю, создана на стыке нескольких жанров – перфоманса и видеоинсталляций с театральным сюжетом. Именно театрально осуществляется работа со светоинсталляциями в начале спектакля и видеоинсталляциями в процессе действия. Они работают на общий замысел, становятся незаменимыми элементами, создавая определенный настрой. И театрально идет работа с голосом и пространством. В спектакле есть оригинальные сопоставления, неожиданные, а также вроде бы случайно  пропущенные «ходы – иллюстрации». Но так ли они случайно пропущены?

«Множественное время клиники» – это тот пример, когда современное искусство стремится предложить зрителю постичь нечто большее, выходящее за рамки и границы привычного и понятного. Уйти от ожиданий, шаблонов и штампов. Позволить человеку прислушаться к себе, проявить себя, «раскрыть свой голос». И в спектакле такая возможность зрителю, в прямом смысле слова, представится.

«Важно, чтобы спектакль, помимо основных своих смыслов, смог заинтересовать зрителей современным искусством, привлечь соответствующую, не только театральную, аудиторию. Когда развивается культура смотрения и понимания, когда сокращается дистанция между аудиторией и художником, возникает возможность для появления нового мира, где люди способны отказаться от шаблонов». Алиса Кретова

Создатели спектакля напоминают, что именно искусство помогает обществу и каждому человеку  осознавать человеческую личность  как высшую из  ценностей. Отдельно хотела бы отметить финал спектакля, который, с одной стороны, оказался неожиданным, но так органично резюмирующим основной посыл произведения. «Множественное время клиники» – спектакль для того, чтобы подумать. Для того чтобы продолжать размышлять во время и после него. Для того чтобы осмелиться «заявить о своем голосе». 

Билеты

Текст Вера Рязанцева