READING

Дорогу молодым: Новая экспериментальная площадка Ц...

Дорогу молодым: Новая экспериментальная площадка ЦДР на Поварской, 20. Лаборатория «Акустическая читка»

10 и 11 февраля стали значимыми в жизни Центра драматургии и режиссуры. Заработала экспериментальная площадка ЦДР на легендарной  Поварской, 20, где состоялся итоговый показ второй творческой лаборатории молодых композиторов и режиссёров «Акустическая читка».

Дать новую жизнь культовому пространству, возродить «Дом искусств», каким и хотел его видеть первый владелец Иосиф Кальмеер, воскресить театральный дух пространства, который когда-то вселил в этот дом режиссёр Анатолий Васильев  – такие задачи ставил перед собой ЦДР.

Поварская, 20 – это не просто московский адрес, а своего рода «Дом синтеза искусств». Здесь располагались творческие мастерские театрального художника Бориса Мессерера, в гостях которого бывали Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Василий Аксёнов и многие другие. Здесь же начинал свой путь театр «Школа драматического искусства» во главе с Васильевым.

Для ЦДР размещение площадки именно в таком легендарном месте есть особый знак – ведь направление SounDrama подразумевает синтез искусств. Дом оживает, словно храм искусств, «восстанавливается», пробуждается ото сна. Представление новой площадки ЦДР совместил с выпуском второй творческой лаборатории молодых композиторов и режиссёров «Акустическая читка». Название лаборатории отражает задачу – найти звук пьесы, её ритм, мелодию, отражающую сам текст. Цель – объединить творческих молодых людей, передать им опыт студии SounDrama. В рамках программы происходит взаимодействие композиторов, режиссёров, хореографов. Главным направлением оказывается  импровизационный метод работы, создание музыкальной партитуры и партитуры спектакля во время репетиции.

фото Олеся Хороших

Результатом двухнедельного интенсива стали музыкально-театральные эскизы на поэму Андрея Вознесенского «Оза». Всего в проекте приняло участие семьдесят семь человек. Были отдельно набраны хореографы, артисты, вокалисты, танцовщики, музыканты. Всех «лаборантов» поделили на пять команд, каждую из которых вёл свой режиссёр и свой композитор. Режиссёр и композитор выступают ключевыми фигурами в создании SounDrama. В течение двух недель тренингов, мастер-классов и интенсивов ребята учились самостоятельно работать над современной драматургией, искать собственную форму представления.

фото Олеся Хороших

Поэма Андрея Вознесенского «Оза» – поэма о любви. Героиня работает на атомном циклотроне, и в этом качестве поэт зовет ее Зоей, а когда речь идёт о любви – она превращается в Озу, в своеобразную Прекрасную Даму, в идеал женственности. Четырнадцать глав поэмы как отдельные эпизоды, переплетаясь с особой ритмичностью и интонацией текста, находят отражение в хореографии и музыкальных зарисовках молодых артистов. Фонетические ассоциации стихов  рождают лирические образы, многообразие метафор, многозначность и широта высказываний как ударные инструменты улетает под крышу зала. Камерное пространство сцены на Поварской позволяет зрителю прочувствовать дух акустической читки, очутиться «внутри» поэмы, поймать свой звук эпохи. Поэзия здесь звучит, танцует, говорит.

фото Олеся Хороших

Настроение Вознесенского сочетается здесь с громкостью и прямолинейностью Маяковского, биомеханикой Мейерхольда и острым чувством истории и действительности, взятого от Блока. Синтез искусств как на ладони. Блеск в глазах, самоотдача, энергия и драйв – всё сливается воедино в некий фьюжн под названием «акустическая читка».

Такие читки планируется устраивать 2-3 раза в месяц. Помимо них, будут организованы концерты современных молодых  музыкантов. И первыми участниками читок станут выпускники Лаборатории. Начинается интересный этап в жизни Лаборатории при ЦДР, который наконец обрёл свой дом. И его двери всегда открыты для всех, кто жаждет экспериментов и поисков.

фото Олеся Хороших

Проект реализован с помощью театра ЦДР и его художественного руководителя Владимира Панкова, журнала «Замыслы» и ансамбля Omnibus.

Текст Светлана Ковалева