READING

«Ромео и Джульетта #алхимиялюбви» в Театре Луны. В...

«Ромео и Джульетта #алхимиялюбви» в Театре Луны. Возвращение, дождь, любовь и розы…

2018 год в театре Луны можно смело окрестить годом возвращенцев: «Жаворонок», «Королева» (в прошлом «Нельская башня») и, наконец, «Ромео и Джульетта #алхимиялюбви». И последний был, вне всякого сомнения, наиболее ожидаемый.

Первая версия постановки самого известного произведения Шекспира состоялась в 2003 году, и спектакль с успехом шел вплоть до ноября 2012 года. А дальше он продолжил свою жизнь в памяти и сердцах зрителей, которые все шесть лет атаковали гостевую театра с просьбой вернуть постановку в репертуар. И возвращение состоялось. Но не стоит обманываться в ожиданиях. Это спектакль-ремейк: старая история на новый лад.

фото: lunatheatre.ru

Невозможно не сравнивать эти две вариации, даже если видел единожды много лет назад. Впечатление неизгладимое. Так что же изменилось, а что удалось сохранить?

Сюжет без изменений — печальная повесть о пылкой любви двух молодых сердец враждующих кланов, которую не знает разве что самый ленивый школьник. Бал, искра, венчание, убийство, изгнание, смерть. А вокруг этих событий любовь, невинность и детская наивность.

Для возрождения спектакля была вновь приглашена болгарский режиссер Лилия Абаджиева. Однако она не повторила свою работу один в один, а сместила эмоциональный акцент постановки. Прежде это была динамичная, остроумная трагикомедия, которая сейчас превратилась в красивую лирическую трагедию. Стоит отметить, что лирические сцены режиссеру действительно удались, и ряд из них: начало, на качелях, в гробнице — завораживают своей красотой. Здесь немаловажную роль играет работа художника по свету Васила Абаджиева. В иные же моменты ощущается некоторая монотонность и затянутость, но пока что это впечатление можно списать на премьерную сырость работы. Артистам необходимо разыграться, впитать в себя спектакль вместе со струями дождя.

фото: lunatheatre.ru

Главное визуальное отличие двух постановок — наличие полотна размером во всю сцену для трансляции видео и создания фона. Дань сегодняшнему дню с его технологиями и современными ожиданиями зрителей от театра. С одной стороны, это расширяет выразительные возможности режиссера, например, позволяет создавать рисунок тенью, с другой — лишает постановку своей первородности.

Из нового также состав актеров — полностью обновленный. При этом лишь Дмитрий Воронин из труппы театра, а шестеро приглашенных — половину из которых лунный зритель в этой работе лицезрит впервые. Кто видел первую версию, едва ли сможет представить эту постановку без Андрея Вальца и его монолога кормилицы. Его можно было играть отдельным концертным номером. Ныне же это монолог прохожей, сдобренный лексиконом 2018. А наибольшей удачей новой вариации можно назвать выбор на роль Джульетты Семена Литвинова — хрупкий, трогательный, нежный, женственный персонаж. Да, все роли в этом спектакле играют мужчины в лучших традициях театра Шекспира.

Уцелели же отдельные фрагменты сцен и особенно финал. Вот где душа поклонников постановки возрадуется. Есть, правда, ощущение, что режиссер старалась придать новую форму окончанию спектакля, а затем не смогла выбрать и оставила обе. Но главное, что финал, как прежде, впечатляющий и завораживающий: дождь, любовь и розы. А в конце продолжительных поклонов неожиданно точно постскриптум фрагмент «танца тюленей» из первой вариации постановки.

фото: lunatheatre.ru

После просмотра нового спектакля одолевают размышления о плюсах и минусах ремейков, их неизбежности, о сохранности чувственных воспоминаний и первозданности формы, о том, что все новое — это совсем не забытое старое. И стоит ли смотреть новую версию влюбленным в первую лунную постановку? Пожалуй, для каждого это будет свое непростое решение.

Билеты

Текст Мария Куликовская