READING

«Никогда человек не бывает доволен тем, что у него...

«Никогда человек не бывает доволен тем, что у него есть». Спектакль «Три года» Сергея Женовача в СТИ

Спектакль «Три года» в постановке режиссёра Сергея Женовача по одноименной повести А.П. Чехова идёт в «Студии театрального искусства» уже девятый год и до сих пор собирает аншлаг. Спектакль – об осознании себя и своей родословной, о пути обретения семейного счастья.

Произведения Чехова – это всегда про нас, про наши чувства и переживания. В отличие от драматургии, которая стала «визитной карточкой» русской литературы, и рассказов Чехова, повесть «Три года» как-то остаётся в тени. А, между тем, это одна из самых личных повестей – слишком автобиографичной она вышла и была написана после путешествия на Сахалин, периода перелома в природе восприятия Чеховым жизни…

фото А. Иванишин

В центре повествования – история двух семей, сплетающихся в одну. На первый взгляд, история простая, но полная душевных терзаний. Молодой человек Алексей Лаптев (Алексей Вертков), богатый, независимый, но при этом глубоко несчастный, влюбляется в девушку Юлию Белавину (Мария Курденевич), которая оказывается холодна к нему. Он признаётся ей в чувствах, но встречает полное равнодушие. Юлию, в свою очередь, мучают угрызения совести, что она ему отказала и после недолгих раздумий она всё-таки соглашается выйти за Лаптева замуж. Без любви, от безысходности («Встретит ли она когда-нибудь того, о ком мечтала и полюбит ли?»), Юлия Сергеевна решает следовать заветам Священного Писания о том, что жена должна любить мужа, любовь к мужу должна быть похожа на любовь к ближнему.

Эту историю можно назвать достаточно монотонной, в ней нет всплеска чувств и эмоций. Перед зрителями разворачивается «тихая драма» с переживаниями, терзаниями и бесконечным томлением, которое время от времени прерывается такими событиями, как смерть сестры Лаптева, болезнь его брата и потеря зрения у отца.

Главное в спектакле – монологи. Они звучат как исповедь и висят в воздухе атмосферным облаком. Декорации выстроены таким образом, что создаётся ощущение закрытой клетки. На сцене в хаотичном порядке расставлены пружинные кровати, словно больничные или даже тюремные койки. Приглушённый свет и сонная атмосфера отражают серость будней героев повести, их потерянность в обществе. Из всех персонажей самым «живым» оказывается только главный герой Алексей Лаптев. На протяжении всего спектакля он перемещается с одной кровати на другую, навещает своих друзей, сестру в больнице, приезжает к отцу с братом.

фото А. Иванишин

Спустя три года семейной жизни всё меняется. Юлия признаётся в любви, но звучит это от части неправдоподобно, а самому Лаптеву уже скучно («У него было такое чувство, как будто он был женат на ней уже лет десять, и хотелось ему завтракать»). Счастья не было и нет, да и вряд ли будет.  Лаптев признаётся в своём бессилии – он мог изменить что-то, но не получается. «Привычка!», – делает он вывод. И финальное «Поживём – увидим», за которым скрывается глубокое безразличие, звучит уже фатально. Ничего не изменится, хоть и кажется, что должно. Ни через три года, ни через тринадцать, ни через тридцать лет.

Билеты

Текст Светлана Ковалева