Гоголь центр: Демоны

На малой сцене Гоголь центра черными кубами обозначена мебель. Четыре главных героя одеты неброско и современно, как и подобает находящимся дома молодым людям. Роль задника выполняет огромный экран, транслирующий не то, что могло бы быть за окном, а то, что может твориться в семьях и душах героев. Ведь за этим простым фасадом скрывается буря, и никто не знает, каких демонов обнаружат в себе герои в течение двух часов спектакля.

Спектакль «Демоны» по одноименной пьесе Ларса Нурена, как и множество прибалтийских пьес, имеет свой минималистский шарм, а сама пьеса неуловимо напоминает бессмертное произведение Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф». Две семейные пары могли бы составить две разные, но идеальные картинки. У одних финансовое благополучие, путешествия, стильная квартира. Другие уже успели обзавестись двумя детьми в довольно молодом возрасте. Но, возможно, прав известный рэпер Оксимирон, говоря, что «каждый человечек наполовинку искалечен». Так и обе семьи несчастливы по-своему.

Франк и Катарина не скрывают раздражения друг к другу. В них отчасти и есть секрет их семейного счастья, ядро их совместной жизни. Они переругиваются привычно, и становится понятно, что причиной стала не смерть матери Франка. Все началось гораздо раньше. Она говорит ему, что он любит ее именно за то, что она так обращается с ним, но он с удовольствием отвечает ей взаимностью, не скупясь на слова.

Чтобы хоть как-то разнообразить этот привычный вид досуга, они приглашают в гости соседей, Томаса и Йенну. Те пытаются сделать вид, что у них все хорошо, хотя Йенна и измучена отсутствием сна из-за младшего сына. Но по мере того, как Франк и Катарина разматывают перед ними змеиный клубок своих собственных отношений, становится понятно, что у второй пары далеко не все так гладко. Томасу не хватает свободы, Йенна ненавидит свою замкнутую в четырех стенах жизнь, из развлечений у нее лишь «Свинка Пеппа» и редкие минуты сна.

Катарина то ли пытается разозлить мужа еще сильнее, то ли правда испытывает интерес к Томасу. Франк, оказывается, давно пытается слишком навязчиво обнять Йенну при встречах в подъезде. Если добавить в этот квартет льющийся рекой алкоголь, который так щедро подливает всем Франк, смесь выходит и вовсе гремучая. Женщины плачут, кричат, Йенне и вовсе становится плохо. Мужчины переходят на сомнительные откровения, мастерски перекидываясь хрустальной вазой – памятью от мамы Франка, – которая словно заменяет им драку. Рано или поздно кульминация должна произойти, и, переругавшись окончательно, в лучших традициях свингерских вечеринок, пары перетасовываются.

Катарина работает на публику, состоящую из собственного мужа, даже когда они с Томасом остаются наедине. В ней так много игры и драмы, что страсти накаляются слишком сильно. Томас вспоминает свою жену, простую и родную, и понимает, что заботится о ней и любит ее даже при накопившемся раздражении с обоих сторон. Но он слишком брутален и молчалив, поэтому Йенна предсказуемо тянется к чувственному Франку.

Тот же с огромным удовольствием откровенничает с девушкой, поет, болтает глупости, становится на минуту самим собой. Они подходят друг другу, Йенна раскрывается, судя по всему, для счастья ей не хватало именно такой близости с мужем. Только вот нужна ли она Франку?

Развязка спектакля открыта, но, судя по все тем же отсылкам к пьесе Олби, прозрачна. Франк и Катарина ведут свои игры давно, им иногда просто становится скучно. Они втягивают в свое интригующее болото других, но так ли они хотят оттуда выбираться. Возможно, этой ночью их душевный стриптиз зашел слишком далеко, и они обнажились даже перед самими собой. Смогут ли они прятаться дальше? Смогут ли продолжать жить в плену у собственных иллюзий? Или вся эта ночь была дана не им, а Томасу и Йенне, которые еще могут спасти свои отношения, оценив то действительно важное, что есть в их совместной жизни?

Каждый должен ответить на этот вопрос для себя. Мне же хочется верить, что обе пары смогут сохранить свое хрупкое равновесие, вдруг осознав, что в действительности созданы друг для друга. Уверена, что в этом есть немалая заслуга тончайшей актерской игры всех четверки. Нервная Катарина – Яна Иртеньева, многогранный Франк – Один Байрон, нежная Йенна – Мария Селезнева и мужественный Томас – Иван Фоминов настолько органичны на сцене, что делают своих героев обаятельными и несчастными несмотря ни на что. Хочется от души пожелать им счастья, в какие бы игры они не играли, как и любым другим парам, которым этот спектакль отчасти может заменить семейную терапию. Ведь иногда так важно посмотреть на себя со стороны, чтобы решить, что ты хочешь делать со своей жизнью.

Билеты

фото gogolcenter.com