READING

Гоголь-центр: 9 или простая история о людях...

Гоголь-центр: 9 или простая история о людях

Спектакль «Девять» на малой сцене «Гоголь-центра» стоит в одном ряду с другими работами театра, сделанными на основе культовых кинофильмов. «Девять дней одного года» Михаила Ромма – абсолютная классика советского кинематографа, повествующая о двух приятелях-физиках: теоретике и экспериментаторе, влюбленных в одну девушку. Валерий Печейкин переосмыслил фильм и сделал пьесу, с нежным отношением  к оригиналу, но при этом существующую вне временных рамок: не очень понятно, недавнее ли это прошлое, то ли ближайшее будущее. Сергей Виноградов очень трогательный и при этом нестыдный спектакль в духе русского психологического театра. В центре истории три детально проработанных героя.

Играть Дмитрия Гусева, зная, что тебя будут сравнивать с экранным воплощением – Баталовым, задача нелегкая. Но Митя в исполнении Семена Штейнберга получается гениальным, живущим наукой человеком, для которого не стоит выбор: наука или жизнь, он одержим своими разработками, при этом не лишен человеческой привлекательности и обаяния. Он хочет любить и быть любимым, однако из-за неумолимо ускользающего времени и обстоятельств не способен любить Лелю так, как она этого хочет и заслуживает.

Илья Куликов, физик-теоретик, живущий тем не менее в сегодняшнем дне и с твердой почвой под ногами, в фильме – это Иннокентий Смоктуновский. Илья Ромашко же придает этому герою больше лоска и шарма, больше решительности и веса, особенно ощутимых в финале, который по сравнению с фильмом становится шире. Этот Илья при внешней сдержанности, пылко влюблен и готов ради любви даже на самый болезненный шаг — отпустить женщину к другому человеку.

Леля в исполнении Светланы Мамрашевой довольно сильно отличается от экранной героини, хоть и говорит ее словами. За ней зритель будто подглядывает, забираясь внутрь мыслей и переживаний. Как и в фильме, присутствует решение, благодаря которому зритель слышит мысли героини, но при этом добавлен еще один вид существования на сцене — пение, и это, скорее, мечты героини хоть и немного грустные. Все второстепенные персонажи разыгрываются тремя актерами, которые мастерски перевоплощаются в физиков, врачей, чиновников, родственников, но при этом все объемные и живые.

В черно-белом фильме Ромма нет музыки, а декорации и работа со светом очень графичны. В постановке «Гоголь-центра» наоборот, музыканты являются частью действия и постоянно находятся на сцене. Художник спектакля Вера Мартынов создает очень теплую, ярко-цветную атмосферу в духе 60-х, но с налетом современности.

Приятный налет ретро ложится на историю, которая может произойти и в далеком будущем. А песни, по-советски добрые и простые, добавляют нотку ностальгии в восприятии спектакля. Выходя из зала ловишь себя на ощущении, что прикоснулся к судьбам людей и увидел что-то важное и трогательное, отчего и грустно и смешно одновременно.

Этой постановкой «Гоголь-центр» может дать достойный ответ тем, кто ставит крест на психологическом театре, ведь человек всегда будет важен и значим, а настоящие эмоции ни с чем не перепутаешь.

Билеты

Текст KarinaCha

фото gogolcenter.com