READING

Научные эксперименты на сцене Электротеатра Станис...

Научные эксперименты на сцене Электротеатра Станиславский

Электротеатр Станиславский всегда был одной из основных московских площадок для театрального эксперимента. Один из таких спектаклей — номинант на «Золотую маску» 2017 года «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой». Постановка Хайнера Гёббельса, немецкого композитора, музыканта и режиссера, лауреата множества европейских премий, работающего в жанре «сценического концерта», это полифония звуков, запахов, мелодий, вспышек света, темноты и человеческой речи.

На заполненной множеством загадочных предметов и приборов сцене в течение полутора часов герой спектакля — о нем я поговорю чуть ниже — в исполнении заслуженного актера России Александра Пантелеева размышляет вслух фразами авторов трактатов по высшей математике, а параллельно с неистовой страстью истинного исследователя и ученого проводит эксперименты, играет с огнем, смешивает непонятные жидкости и порошки и демонстрирует иные , не очень привычные стандартной театральной сцене, фокусы. Пару раз тут подожгут сцену и некоторые декорации, что-то взорвется, упадет, закипит, задымится, начнет мигать и гаснуть свет, двигаться предметы. И если от запаха жженой резины или запаха серы у вас болит голова и слезятся глаза, а от звука пенопластом по стеклу тянет изобразить героя картины Мунка «Крик», этот спектакль, увы, не для вас. Он стремится погрузить зрителя в визуальные, слуховые и иные чувственные впечатления, полифония звуков и запахов тут впечатляющая. А учитывая, что монологи главного героя представляют собой размышления, очень далекие от среднестатистического зрителя, не выпускавшегося из Бауманки и оставившего алгебру с физикой, отгуляв на выпускном, то внимание поневоле сосредотачивается именно на визуальном и аудио ряде.

фото electrotheatre.ru

Разгадка того, кем является главный герой, наверное, самый интересный вопрос и ребус зрителю (не только же ученым сложные уравнения разгадывать). Действительно ли это ученый, в упоении от решения математических задач настолько отстраненный от внешнего мира, что и не замечает уже как рядом с ним горит пол. Или это человек, для которого наука лишь увлечение — до исступления, на грани сумасшествия? Такой увлеченный старичок, который на пенсии оборудовал у себя в подвале подобие ученой лаборатории и на пенсии наконец посвятил всего себя никому не нужным и непоследовательным изысканиями. Так и представляешь себе, как где-то в другой части дома, его жена, несчастная старушка, ждет его с остывшим ужином, и причитает от бесконечных скачков электричества и дыма гари по всему дому.

А если уж совсем расслабиться, отказаться от поиска спрятанных смыслов и посмотреть на спектакль в целом с позиции собственного опыта и кругозора (а почему бы и нет, спектакль настолько странный, что вряд ли его создатели имели в виду привести нас к определенным ими самим глубокомысленным выводам и резюме), то вот именно так я себе примерно и представляю пресловутых «британских ученых». Сумасшедших, оторванных от реальности, занимающихся нелепыми вопросами о способах подпереть голову рукой, посреди полного хаоса мира вещей. Правда, думаю, к ужину британские ученые всенепременно приходят вовремя.

фото electrotheatre.ru

Билеты