READING

«Тело авангарда»: примитивный биомеханический цирк...

«Тело авангарда»: примитивный биомеханический цирк в ЦИМ

5 ноября в ЦИМ в рамках фестиваля «Родина авангарда» был показан спектакль «Тело авангарда». Режиссёром выступил Дмитрий Филиппов (Мелкин), перформер, основатель студии Low Tech, резидент ЦИМ и Liquid Theatre. В спектакле исследуется тема русского авангарда, предпринимается попытка понять форму этого течения.

«Мы вам сыграем примитивный биомеханический цирк» – произносит режиссер, едва гаснет свет.

Шесть перформеров в чёрном начинают медленно катать по сцене цирковые тумбы разных размеров, потом облачаются в красные атласные ткани и замирают на какое-то время. Этот поначалу безмолвный «театр жизни» наводит страх своей громкостью образов. Красный как символ власти, красный как символ крови. Переплетение красного и чёрного отсылает к символике авангарда и революции. Круг, который рисуют перформеры танцем, напоминает колесо – символ непрерывной движущей силы, символ изменения и повторения.

фото: meyerhold.ru

На сцене с одной стороны стоит видеоэкран, где прокручиваются кадры из фильмов Сергея Эйзенштейна, кадры парада физкультурников и маршей. С другой стороны – белое квадратное полотно с множественными отверстиями – «киноглаз». Создатели спектакля предлагают своеобразную оптику дверного глазка, оптику видения, ведь визуальная философия была частью иллюзии авангарда.

В основе самой постановки Дмитрия Мелкина – «монтаж аттракционов» Сергея Эйзенштейна. Этот режиссёрский приём представляет собой столкновение игровых сцен, которые вызывают у зрителя яркие эмоции. Они не должны быть связаны по смыслу, но между ними обязательно есть соединяющая линия, созданная в определённом ритме – отсюда создается полифония происходящего, которая окружает зрителя. Такой соединяющей линией в спектакле выступает синтетический голос Мейерхольда с выдержками из его статей (аудиозаписи с голосом Мейерхольда не сохранились) и звучащая на всём протяжении спектакля электронная музыка. Каждый кадр оживает перед зрителями. Видеоряд рифмуется с действием. На первый план выходит именно звук и текст.

Спектакль представляет собой торжество авангардизма как направления, когда устанавливались новые формы в искусстве и не только; когда появлялись реформаторские тенденции вне театра и ставились эксперименты. В одной из сцен девушка-акробатка поднимается высоко на канате и смеясь раскачивается, вращается без страховки – тебе становится страшно за неё. В другой сцене появляется ростовая кукла Мейерхольда в роли идеи «актёра-сверхмарионетки» – можно управлять эмоциями и движениями. Вдруг волосы танцовщицы привязывают к канату, и мы наблюдаем, как она пытается двигаться и становится зависимой. Актёру ничего не надо изображать – просто выполнять полученные задания. Система упражнений. В этом и состоит биомеханика Мейерхольда. Упражнения на баланс мы наблюдаем в сцене с крылом самолёта, когда три акробата балансируют на нём, прыгают, делают сальто и ходят с доской на голове.

Революционная энергия, которую вобрал в себя авангард, переплетается здесь с идей тоталитарного общества. Вот на экране появляется кадр со Сталиным – он ухмыляясь тычет пальцем, а на сцене параллельно перформеры вытаскивают из кармана соседей что-то вроде шоколада и съедают его. Другие пытаются отнять, но им не дают этого сделать.

Дмитрий Мелкин показал примитивный цирк с точки зрения телесной вовлечённости: все движения чёткие и выверенные до миллиметра, создаётся ощущение присутствия, осмысления самого движения, осознания того, что перед нами живое тело. Оно может быть эмоциональным и не очень, физически сильным и истощённым, но всегда живым.

Последним аттракционом становится внезапный выстрел, яркий свет направляется на зрителей, и тем же синтетическим голосом Мейерхольда звучит стихотворение Бертольда Брехта «Допрос хорошего человека»:

«Теперь поставим тебя к стенке. Но с учетом твоих достоинств и доброты / Мы поставим тебя к хорошей стенке и пристрелим тебя хорошей пулей из хорошего ружья. / И похороним тебя хорошей лопатой в хорошей земле».

 

Так и произошло с Мейерхольдом…

Про него писали, что «он сделал себя чужеродным телом в организме советского искусства…» – авангард и был чужеродным для советского общества. Название спектакля звучит уже красноречивее. Мейерхольд как будто воплощается в теле авангарда. Впрочем, как оно и было задумано.

Информация о билетах

Текст Светлана Ковалева