READING

МХТ им Чехова: Офелия боится воды. Трагикомедия...

МХТ им Чехова: Офелия боится воды. Трагикомедия

Вы когда-нибудь задумывались о том, что стало бы с Гамлетом и Офелией, если бы Шекспир решил закончить свою пьесу счастливым концом? Или у этих двоих он был бы совершенно невозможен? О драме их взаимоотношений задумывается Марина Брусникина, ставя на малой сцене МХТ новый спектакль по пьесе Юлии Тупикиной «Офелия боится воды».

Пьеса задумывалась как комедия, вращающаяся вокруг пожилой женщины с деменцией. Она каждый свой день начинает с чистого листа и ничего не запоминает, пока в ее руки не попадает великая трагедия Шекспира. Сын Георгий становится в ее сознании Гамлетом, невестка Лия легко превращается в сумасшедшую Офелию, а внук Иван и вовсе никогда не был рождён. Самой же Гере Даниловне так естественно стать Гертрудой – достаточно сшить пышное платье из парадной шторы и признаться, что любила всю жизнь не покойного мужа Константина-Клавдия, а совсем другого мужчину, который и был отцом Гамлета.

Только вот разворачивается вся эта комедия на фоне драмы ее семьи, несчастной, как водится, по-своему. Лия и Георгий не любят друг друга уже очень давно и сами не понимают, почему не разводятся. Он пьёт, что не сильно сочетается с работой хирургом. Она почти не скрывает любовной связи на стороне. Их все же рождённый сын Иван справляется с таким положением вещей откровенно плохо, ревнуя маму и общаясь с отцом, только когда тот нетрезв и добр. Все они нетерпимы друг к другу и ни минуты не могут провести без склоки.

По словам драматурга Юлии Тупикиной, эта пьеса как раз о разводе. Он как воздух необходим семье героев, но они живут по инерции, отравляя свои жизни. Офелия, в отличии от своей тезки, сходит с ума медленно, пытаясь жить своей двойной жизнью. Георгий слишком давно существует в кризисе среднего возраста. Когда-то наверняка отличный муж, отец и просто человек, он пребывает в гамлетовских непонятности и изломе слишком давно и из обаятельного персонажа превратился в жалкого и раздражающего. Они не смогли вовремя расстаться, никак не могут этого сделать и сейчас.

Вместо этого Лия то ли в бреду, то ли во сне отправляется к «внутреннему морю», путешествуя там с умершими родственниками и находя давно забытых людей из прошлого. Воды она по-настоящему боится, поэтому топится в воспоминаниях и рутине.

Георгий же пьёт непозволительно много, допуская непростительную ошибку за операционным столом, а потом, пытаясь найти утешение, и вовсе целует сестру своей жены Лору, которую Гера-Гертруда принимает за Лаэрта.

И как после этого решить, что самая безумная в этой семье – фанатка Шекспира с проблемами с памятью? Возможно, она просто видит их насквозь и лишь немного путает имена?

Эльсинор легко поверил в сумасшествие Гамлета, принял смерти Полония и Офелии, да и смерть короля забылась слишком быстро. Эльсинор привык к этим ужасам, относясь к ним настолько равнодушно, что это пугает читателей и сейчас. Только вот в самых обычных семьях этого равнодушия ничуть не меньше. Георгий и Лия почти не разговаривают, за исключением ссор и криков. Даже бабушкино помешательство уже стало нормой, и если бы не загадочный Алексей, возможный настоящий отец Гамлета, семья так и не оторвалась бы от своих телефонов и не заметила жизни вокруг себя. Только подняв головы и прожив в себе шекспировские страсти, они нашли в себе силы хотя бы попробовать разойтись.

Наверное, в каждой семье есть свои шекспировские страсти. Быт заедает и делает их более бледными, но Дездемоны и Яго, Монтекки и Капулетти, Макбеты и Макдуфы все равно прорываются и сводят с ума не в шутку. Именно этот тончайший переход от обычной семейной пустоте к глубокой драме удалось передать Марине Брусникиной и ее блестящему актерскому составу. Дарья Юрская тонет в одном только шуме воды, а царственная Наталья Тенякова играет скорее Геру. Гертруда живет в ней. Уютное очарование малой сцены, минимум декораций, и зритель будто подглядывает за реальной чужой жизнью.
Иногда это очень нужно, чтобы легче было разобраться в своей.

Информация о билетах

фото Марина Истомина