READING

На дне мира московских нуворишей в театре Модерн...

На дне мира московских нуворишей в театре Модерн

В год 150-летия со дня рождения Максима Горького многие театры обратили взоры к его творчеству. Обстоятельства за последнюю сотню лет изменились, но актуальность одной из ранних пьес автора — «На дне» — не теряется. Юрий Грымов в театре «Модерн» решился на довольно смелое решение: переместил действие пьесы из ночлежки для бедняков в будуары рублевских нуворишей. В атмосфере конца 90-х — начала 00-х пьеса не только не потерялась, а зазвучала пронзительнее.

Режиссер подчеркивает бережное отношение к тексту, который не переписывался, но немного сокращен. В этой постановке отчетливо чувствуются отзвуки работ Грымова как одного из первых и талантливейших клипмейкеров России. Кинематографичная склейка сцен, некая клиповость происходящего, смена декораций и планов, насыщенные темные оттенки в оформлении, роскошь бутиков, яйца фаберже, бренды, смартфоны со вспышками, чтобы запечатлеть хронику собственной жизни. Эти обитатели ночлежки бедны не материально, а духовно. Поэтому и Лука в их мире — шарлатан-эзотерик, учитель йоги и работник салона красоты. Его речи звучат пусто. Постановки Грымова отличаются тем, что он всегда четко озвучивает свою позицию зрителю, не оставляя места для додумывания. Вот и в этом спектакле мы не увидим ни одного положительного персонажа. Вместо просветленного старика, дающего необходимое сострадание слабым, мы будем наблюдать за персонажем, вышедшим под песню Сюзан Веги «Luka» и паразитирующим на и без того больном теле этого «рублёвского» общества.

Заслуживают внимания отдельные актерские работы. Например, образ Сатина у Владимира Левашева получился выпуклым и глубоким. Васька Пепел Виктора Потапешкина пугает своей безнаказанностью и жесткой бескомпромиссностью. Василиса в исполнении Надежды Меньшовой — истинный дьявол, безжалостная и жестокая. Татарин становится темнокожим, но это смотрится настолько органично, что Диллон Олойеде оказывается абсолютно на своем месте.

Зачастую интерпретация классики – это , потому что годы идут, обстоятельства теряют актуальность, но «На дне» лишь обрастает смыслами, и вот уже финальная песня Сатина «Солнце всходит и заходит» меняется на «Sunny» Boney-M, а пустые люди, для которых деньги стали не возможностью выжить (как в оригинальном тексте), а лишь дополнительной опцией.

Человек в мире постановки перестал быть для самого себя высшей ценностью, он ходит на йогу, но скорее потому что это модно, рассуждает о новой жизни, но не готов изменить старую. Каждый раз, когда в стране происходят изменения, когда жизнь общества делает новый виток и оказывается на распутье, пьеса Горького будет звучать с новой силой, находя отклик в душе у изумленной публики, отмечающей нестареющую актуальность этой классики.

Информация о билетах

Текст KarinaCha