READING

Нелегкое призвание: быть председателем земного шар...

Нелегкое призвание: быть председателем земного шара

«Школа драматического искусства» продолжает работать в формате мастерских, и сегодня речь пойдет о мастерской Александра Огарёва и постановке 2018 года «Председатели земного шара». Пьеса Ольги Погодиной-Кузминой рассказывает о жизни и творческом пути двух ярких поэтов: Велимира Хлебникова и Владимира Маяковского. Несмотря на то, что в название пьесы вынесен манифест Хлебникова, история закручивается вокруг Маяковского.

Пространство зала «Глобус» помогает в создании интимной атмосферы, внутри которой все стихотворения, использованные в постановке, начинают звучать очень вкрадчиво. Декорации минималистичны. Поперек сцены стоит стол с красной скатертью и в зависимости от того, на какой высоте находится сцена-трансформер, стол становится то кроватью, то подиумом.

Спектакль разыгран на пятерых актеров-персонажей: Маяковский, Хлебников, семья Брик, которая выступает то в виде, собственно, Бриков, то чтецов, то конферансье; Маша — собирательный образ всех женщин, любивших Маяковского, и безмолвная муза-поэзия. Вообще, если не думать о том, что в названии манифест Хлебникова и принять тот факт, что этому персонажу отведено совсем небольшое место, то получается бойкий и крепкий рассказ о Владимире Маяковском. За время действия пьесы зритель сможет заглянуть как в революционную лирику поэта, отождествляющего себя с самой революцией, так и окунуться в ту часть его творчества, что посвящена любви. Фигура Хлебникова показана несколько сдержанно. Велимир всегда зримо или невидимо присутствует в жизни Маяковского, оказывает влияние на его творчество, имеет большое для него значение, но при этом не навязывает своего мнения и остается в тени. Чтобы подчеркнуть эту прозрачность и деликатность образа, эту роль играет актер невысокого роста и довольно нежного склада. То есть от реального прототипа в театральном воплощении нет портретного или сходства, однако тонко передан эмоциональный образ.

В противовес образ Маяковского разработан максимально. Схожая манера речи, яркость образа. Мы наблюдаем за Маяковским, отчаянно пытающимся не потерять ни на секунду свою музу: он ищет ее сначала в революции, потом в различных женщинах и обретает в Лиле Брик. Взаимоотношениям с этой женщиной, ее роли в судьбе поэта посвящена большая часть спектакля. Причем эмоциональная составляющая спектакля то накаляется, то тихнет, как и визуально-аудиальный ряд. На сцене соседствуют буквально кричащий свои стихи с трибун Маяковский-революционер и шепчущее устами Лили женское начало в его любовной лирике.

Такие разные, Маяковский и Хлебников в конце спектакля воспаряют над действительностью и земным шаром, обретя покой и музу. Председатели земного шара, поэты с непохожими судьбами, но с одинаково сильной страстью к поэзии и словотворчеству.

Текст KarinaCha
фото sdart.ru