READING

Главная интрига спектакля «Боюсь стать Колей» МХТ ...

Главная интрига спектакля «Боюсь стать Колей» МХТ имени А. П. Чехова – почему?

Все больше среди современных произведений в театре видим истории написанные молодыми драматургами. И это важно –  иметь возможность слышать голос нового поколения авторов. Произведения, как и самих авторов, отличает внутренняя свобода, острый взгляд на то современное общество, в котором мы живем. Истории о том, что волнует авторов, что им важно, и о чем они хотят рассказать миру.Истории на первый взгляд простые и обыденные. Мы сами наблюдаем их, участвуем в них. Они так узнаваемы. Но за  этими наблюдениями окружающей действительности скрывается нечто большее, чем просто рассказ об окружающем.

Вот и пьесу «Боюсь стать Колей»  молодого уральского драматурга Ивана Андреева можно отнести к таким историям. Пьеса имела успех, стала победителем  в конкурсе «Евразия» и вошла  в десятку лучших пьес 2016 года по итогам конкурса «Кульминация».  На сцене МХТ имени А. П. Чехова пьеса «Боюсь стать Колей» поставлена  режиссёром Мариной Брусникиной. Марина Станиславовна уже обращалась к современной драматургии и произведениям молодых авторов.

О своей работе  с пьесой молодого драматурга она говорит: «Иван Андреев — молодой талантливый автор.  Очень важно знать, что новое поколение думает о нашей сегодняшней жизни. Главный герой пьесы «Боюсь стать Колей» тоже очень молод. В этой истории, написанной с невероятным чувством юмора, отражается наша реальность: там всё узнаваемо — и разговоры, и ситуации, и типажи. Надеемся, что и спектакль, снова объединивший актёрскую команду, сложившуюся на «Пролётном гусе», «Сонечке» и «Деревне дураков», станет настоящим подарком для зрителей».

И в этом я согласна с режиссёром.

Признаться честно, когда услышала название спектакля, возникли некоторые догадки о том, что я смогу увидеть на сцене. Возможно, это будет некоторый протест против обстановки, окружающей автора. Возможно, это история о человеке, на которого так рьяно не хочет быть похож герой.  Но почему? А также и другой вопрос – какую именно иллюстрацию моих догадок я увижу?

Действие истории происходит в плацкартном вагоне поезда, следующего из Уфы в Екатеринбург. И в этом путешествии герои проведут довольно длительное время.  Что делают обычно люди в данных обстоятельствах? Время проходит за постоянным «поеданием», откровенными разговорами со случайными попутчиками, с которыми больше и не встретишься.

 Главный герой Алик – Данил Стеклов – молодой ученый едет делать предложение своей девушке. Они познакомились не так давно, во время экспедиции. Смекалистая девица «зашла погреться» в его палатку и теперь требует свадьбы. И у неопытного юноши практически нет выбора. Хотя сам Алик пытается себя уговорить, что счастлив и влюблен. 

По мере движения поезда  Алик наблюдает за случайными попутчиками, пишет письма своей невесте и задает вопросы. «Почему они так откровенны?» – спрашивает главный герой про своих попутчиков. И ведь действительно, почему так происходит? И если в начале пути вопросы одни, то к концу пути уже совсем другие размышления героя.

Но  кто же остальные участники поездки? Кто же тот Коля, которым так не хочет стать герой?

В попутчиках на  сцене наблюдаем семейную пару Николая (Валерий Трошин) и Тамары (Янина Колесниченко). Николай  – муж – подкаблучник. Женился не по любви, а по залету. В чем сам и признается и отмечает,  что «ребенок для бабы  — как крючок для рыбака». И в тоже время говорит о том, что считает, что поступил как «настоящий мужик». Его супруга Тамара — властная  женщина, привыкла строить мужа и искусно с этим справляется. Причем продолжает «строить» его и при посторонних на протяжении всего пути.

Еще один сосед,  как ни странно, тоже Николай или «Колясик» (Павел Ващилин) — маменькин сынок с определенной манерностью, дурацким значком, который по наблюдениям Алика, с ним уже не один год.  В дороге он щедро делится с попутчиками «мамиными грибочками и вином», и довольно «интересными» размышлениями и  предложениями к Алику.

Но кто по-настоящему герой истории так эта девушка Полина (Ольга Литвинова), врач – патологоанатом, ровесница Алика. Скорее всего, именно из-за этой участницы истории и возрастное ограничения спектакля 18 +. Полина довольна резка и цинична в выражениях, в характеристиках своих соседей и жизни в целом. И думаю, ее профессия играет в этом не последнюю роль. Записи своих размышлений она публикует в блог. И это тоже реалии нынешнего времени.

В начале герои Полины и Алика скептически относятся друг к другу. Но с каждым новым километром пути им все кажется не таким категоричным. По дороге Алик не только успевает влюбиться в попутчицу Полину, но и определиться с тем, как жить он хочет, а как не хочет. Так что же будет с ним? С ними? Каков их выбор?

Сюжет истории актуален. Здесь есть все те вопросы, что волнуют практически каждого человека в современном обществе: взаимоотношения в семье, гендерный вопрос, вопрос любви и нелюбви в различных ее проявлениях. Декораций минимум: плацкартный вагон, окно – художественный ряд. Пространство спектакля камерное. Возникает ощущение присутствия в пространстве. И зритель оказывается невольным соседом по вагону, наблюдая и реагируя смехом на диалоги на протяжении практически всего спектакля.  Здесь есть так много характерного и узнаваемого из дорожной жизни. Режиссёрское решение острого вопроса пьесы с «нелитературным языком» решено умело. «Неудобные» слова обыграны, застуканы под звон стаканов и  колес. Спектакль легкий, ироничный, смешной, местами с «крепкими словечками».

Так кто же тот самый Коля и почему герой не хочет быть на него похожим? И почему – «Поездатая история в двух направлениях»? Вот зрителю и предстоит определить для себя ответ на этот вопрос.

Информация о билетах

Текст Вера Рязанцева

фото Е. Цветковой