«Хочу ребёнка» — утопия в ЦИМ

26 сентября состоялся премьерный спектакль по пьесе Сергея Третьякова «Хочу ребёнка» в постановке шеф-драматурга ЦИМ Саши Денисовой. Читать пьесу, которая была запрещена в советское время – трудно. Ставить пьесу, которая была запрещена в советское время – трудно вдвойне и к тому же очень ответственно – ведь её безуспешно пытался поставить сам Мейерхольд. Саше Денисовой удалось воплотить на сцене то, о чём мечтал Учитель.

Спектакль для зрителей начинается ещё при входе в зал — на полу переплетенными стоят сухие ветки деревьев, будто подготовленные для разведения костра. В конце спектакля эти ветки вынесут на сцену, расставят напротив зрителей, а потом сложат вместе. Здесь делается отсылка к сборнику Сергея Третьякова под названием «Люди одного костра», где описывались судьбы художников-активистов, чьи произведения сжигались на кострах в нацистской Германии. Символично, что спустя год после издания сборника писатель был арестован и казнен, а его произведения были изъяты.

Пьеса «Хочу ребёнка» — утопия. Она была написана Третьяковым после прочтения заметки в газете об «обобществлении» женщин. То есть женщины становились общественными, к ним можно было прийти, познакомиться, зачать ребёнка.

Главная героиня пьесы агроном Милда из Латвии — женщина нового времени. Она считает традиционную семью пережитком прошлого и хочет родить ребенка, не вступая при этом в брак. Для нее важна независимость и свобода женщины. Милда убеждена, что новому обществу нужны новые люди, а воспитывать их — задача этого общества, поэтому она так активно борется за создание яслей, куда потом будут сдавать детей. Примечательно, что в пьесе одна женская роль. Остальные роли исполняют мужчины. Это ставит вопрос о свободе женщины в обществе.

«В центре внимания нашего спектакля — трагическая судьба авторов пьесы, многолетняя попытка поставить ее (долгострой, высмеянный Кукрыниксами) и те изменения, которые за 90 лет так и не произошли в положении женщины. Половой вопрос и вопрос свободы женщины так и не дискутировался в театре Мейерхольда. Мы попытаемся исправить это — в спектакле будут затронуты такие вопросы, как сексизм, сексуальное насилие, домашнее насилие, активизм, нуклеарная семья. Для этого на сцену выйдут активистки современного феминистского движения — Элла Россман, Дарья Серенко и другие. Эта пьеса — вызов не только театру Мейерхольда, но и современному актеру». Саша Денисова

Спектакль открывается кадрами хроники и выдержек архивных документов. Зритель видит портреты самого Третьякова, Мейерхольда, Эйзенштейна — людей, для которых важна была реализация пьесы именно в театре. Интересно отметить, что кадры сменяются так стремительно, что зритель не успевает прочитать все, что появляется на экране. Это предваряет схематичность и некая сумбурность происходящего на сцене, символизируя быстротечность той сумасшедшей эпохи 20-30-х гг.

Затем появляются тени Третьякова и трех режиссеров, которые спорят о том, будет ли пьеса иметь успех или будет запрещена. Один из режиссеров отмечает, что пьеса представляется довольно схематичной, что может не понравиться зрителям. Таким и получается спектакль: герои словно обозначены пунктиром; создается ощущение, что мы присутствуем на репетиции пьесы.

Сам Мейерхольд хотел поставить спектакль в форме дискуссии: «Я продолжаю зрительный зал на сцену. Места мы будем продавать, а часть мест передавать тем организациям, которые примут участие в дискуссии. Санпросвет, Женотдел… Действие будет прерываться для дискуссии — нарочито».

Саша Денисова решила следовать этому завету и продолжила «зрительный зал на сцену» дискуссией о женщинах в современном обществе. В качестве модераторов дискуссии были приглашены активистки феминистского движения Элла Россман, Дарья Серенко и Алена Попова.

Они поднимают гендерные вопросы, в том числе тему домашнего насилия, которая мало обсуждается в обществе, но которая так актуальна в наше время и предлагают продолжить дискуссию уже вне контекста спектакля.

Как говорит сама Саша Денисова: «Мейерхольд завещал нам дискутировать. Только это, кажется, нам и остается».

Спектакль является совместной постановкой Музея В.В. Маяковского и ЦИМ. 

Информация о билетах

Текст Светлана Ковалева

фото meyerhold.ru