READING

Андерсен, Чайковский и балет: премьера «Снежной ко...

Андерсен, Чайковский и балет: премьера «Снежной королевы» в МАМТ

В Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко состоялась долгожданная премьера. Театр представил балет «Снежная королева» на музыку Петра Ильича Чайковского по мотивам одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена в хореографии художественного руководителя балетной труппы Максима Севагина. О спектакле много писали и говорили ещё до первых показов зрителям. А собственно премьера снежного балета разожгла горячие дискуссии.

«Снежная королева» для Максима Севагина — первый большой сюжетный балет, в котором он выступил не только в роли автора хореографии, но отвечал за либретто и режиссуру. Предыдущий и в принципе первый его многоактный спектакль, «Ромео и Джульетта», был создан в соавторстве с Константином Богомоловым. У последнего Севагин, по его же словам, взял некоторые режиссёрские приёмы. Но благо стиль Константина заимствован не был.

фото Карина Житкова

Музыку для балета хореограф выбрал сам. Симфонии Чайковского ещё в юности навели Максима на мысль о постановке «Снежной королевы», выстраивая в голове будущего худрука МАМТ те или иные сцены. И несмотря на сложность соединения трёх последних симфоний Чайковского с балетом, именно эта музыка в итоге и стала основой спектакля. И сразу хочется отметить не просто факт преодоления всех трудностей, но и безоговорочную победу дирижёра и оркестра. Молодой маэстро Фёдор Безносиков (ученик главного дирижёра театра Феликса Коробова) уверенно и с искрой провёл оркестр через сложности, связанные в том числе и с исполнением в один вечер такого массивного материала.

Хореография Максима Севагина всегда очень музыкальна. Будь то упомянутая история Шекспира и Богомолова или его одноактные и бессюжетные постановки. Это отмечают и артисты, танцующие в балетах Севагина. Он чутко слышит мелодию и явно визуализирует её в танце, не вступая с ней в конфликт. Вот и в «Снежной королеве» танец был отражением симфоний Чайковского, а они — танца. И не только в своём ритмическом рисунке. Визуальная составляющая спектакля слилась с музыкой в сюжетно-настроенческое целое. Сменяются симфонии, и словно переворачивается страница сказки, раскрывая картинку нового акта и следующей истории, которая — хотя и часть общего — по-своему уникальна и самодостаточна.

фото Александр Филькин

За визуальную часть отвечали Юлдус Бахтиозина (костюмы), Екатерина Мочёнова (декорации), Константин Бинкин (свет) и Сергей Рылко (видео). И если работы мужчин в этом спектакле несколько растворились в получившемся продукте, не оставив индивидуального яркого следа, работы девушек, напротив, заставили о себе говорить.

Больше всего внимание притягивали костюмы. Юлдус Бахтиозина (модный дизайнер, режиссёр и обладательница уникального и узнаваемого художественного языка) создала на сцене удивительный мир. Неклассические в своём прочтении и говорящие костюмы во многом определили образы героев.

Кай и Герда чужие в этом выдуманном мире. И это мы понимаем не только по финалу, который не просто перенёс главных героев во взрослую жизнь, но и словно вернул их в реальность, вырвав из сна, которым, пожалуй, и было всё происходящее ранее. Мы осознаём это сразу, как только они появляются в первой сцене, игриво выглянув из-за кустов жёлтых роз. Два ярких солнечных цветка (в цвет бутонов у них не только одежда, но парики, тон в тон) словно сорвались с кустов и отправились в своё путешествие, придуманное Морфеем. Их костюмы выделяются на фоне других не только цветом, но и своей простотой. Куда там платью Герды и рубашке с шортами Кая до нарядов остальных героев, хотя и выдержанных преимущественно в чёрно-белых тонах, но кишащих вычурными элементами. Это и пуховики, благодаря которым создаётся рельефность некоторых героев и огромный шлейф Снежной королевы. Это и сиреневого цвета шляпа с большими полями (один из немногих ярких элементов помимо костюмов Кая и Герды), полностью закрывающая лицо Волшебницы. И цветы от мысков до макушек обтянутые чёрными комбинезонами с раскрывающимися лепестками вокруг лиц. И большие шипы, являющиеся атрибутами полумасок Снежной королевы, её свиты, Ворона с Вороной и даже Кая, уже оказавшегося в зимнем царстве.

фото Карина Житкова

Сценография должна была удерживать в своих объятиях всё это красивейшее разнообразие и не уйти в чрезмерную крикливость. И это удалось. Екатерина Мочёнова создала несколько лаконичных, гармонирующих друг с другом пространств, чередующихся при смене актов и музыки. Сцена в волшебном саду, где с колосников спускаются розовые пухово-цветочные лианы, создавая на сцене пудровый эффект, уступает место действию во дворце, где главным элементом является огромная золотая клетка, оказавшаяся в итоге каретой, в которой и поедет дальше Герда. После антракта сцена полностью погрузилась в зиму — дворец Снежной королевы решён в виде вырывающихся из земли и направленных вверх огромных сосулек.

В составе, который закрывал премьерный блок, не было неудачных образов. Но были и те, кто смог особенно яркими штрихами прорисовать своих героев. Это и Эрика Микиртичева, Снежная королева которой получилась холодной и одновременно экспрессивной. И Герман Борсай, создавший искренний образ Оленя. И Евгений Поклитарь в искромётной партии Атаманши. И Иван Матвеев с Диной Левин, во всей красе изобразившие капризных и с трудом готовых на компромиссы Принца и Принцессу. Они вместе с прочими персонажами появлялись на сцене не только по ходу сюжета, но и вернулись перед финалом. Словно пронёсшиеся в голове Герды воспоминая или отголоски немного сумбурного сна, постепенно выпускающие её из своих объятий в реальность.

Анастасия Лименько и Евгений Жуков, исполнившие Герду и Кая, убедительно показали своих героев по-детски наивными в начале балета и романтично-влюблёнными в его финале. По ходу действия Герде-Анастасии пришлось справиться со всеми перипетиями своего путешествия, а Каю-Евгению отрешённо ждать свою подругу.

В «Снежной королеве» много дуэтного танца. Но три дуэта особенно интересны. Два из них с участием Герды. Финальный с Каем, в котором герои уже лишились своих сказочно-солнечных одеяний и париков и оказались в лаконичных чёрно-белых нарядах, и предшествующий ему с Оленем. Но не стоит пытаться соединить этих персонажей в любовный треугольник. Эти дуэты связывает лишь техничная хореография Севагина с большим количеством сложных поддержек и лиричностью псевдоклассических движений. Если присутствовавшая в танце Кая и Герды нежность была романтического характера, то нежность в танце героини и Оленя получилась с оттенком животной преданности и бесконечной верности. И это заслуга как хореографа, подарившего исполнителям трогательно-ласкательные движения (как мило Олень ластится к Герде), так и исполнителей, не добавивших привычную дуэтному танцу романтическую линию.

Ещё один дуэт — Снежной королевы и Кая — показывает уже совсем иные взаимоотношения, полные превосходства, подавления и безмолвного подчинения. Прикоснувшись несколько раз ладонью к сердцу Кая, словно проверяя человек ли он или уже её кукла, Королева полностью его «заморозила». А ударив несколько раз по лицу, убедилась, что он точно в её власти. Их дуэт — это танец кукловода и его марионетки. Кай каждым своим движением следует за Снежной королевой, не осознавая, где он и кто. Эти три дуэта — удачный пример изображения трёх возможных, но таких разных типов взаимоотношений с использованием при этом единой по стилю хореографической лексики.

Репертуар московских «взрослых» театров не богат на детские балеты. Особенно если вынести за скобки «Щелкунчика», на который стремятся попасть по множеству причин, но далеко не всегда для того, чтобы познакомить с ним отпрысков. «Снежная королева», целостный и современный спектакль, вполне заслуженно займёт своё место в этой пустующей нише. Световые решения, подсказывающие настроение определённой сцены, говорящие костюмы, вычурные образы героев, динамичный сюжет, отсутствие избыточности в хореографии и чёткое её следование музыкальному рисунку — всё это делает спектакль доступным для детской аудитории. А сцена во дворце с комичными Принцем и Принцессой, сборами Герды в дорогу повеселит не только юных зрителей. Но не стоит забывать про визуальную нарочитую мрачность некоторых сцен и жестокость Снежной королевы по отношению к Каю. А потому возрастной ценз на этот балет стоит чуть поднять. Чтоб совсем уж малыши не задавали лишних вопросов и не боялись чарующей черноты этого спектакля.

Билеты

Текст Юлия Фокина


COMMENTS ARE OFF THIS POST