READING

Внутри каждого человека есть место непонятному и н...

Внутри каждого человека есть место непонятному и непонятому постороннему

«Посторонний» – первый роман Альбера Камю, написанный в 1942 году, ставший знаковым и что называется, наложившим отпечаток, не только на литературу, но и искусство в целом. В тексте решила разобраться режисcёрка Дарья Макарова, художница Анастасия Сэмбон создала герметичный мир главного героя, а по форме зритель наблюдает моноспектакль Семена Шкаликова, в котором ему помогает немой пластичный перетекающий из одного в другой персонаж, сыгранный Асей Белой.

Сцена – черная коробка, в качестве декораций стол-трансформер, стулья и небольшие предметы. Иногда зритель видит небольшие видео-проекции, сопровождаемые абсолютно ненавязчивой музыкой. В целом, оформление спектакля не оттягивает на себя лишнее внимание, однако очень точно и органично дополняет все сцены. Акцентными становятся образ непосредственно главного героя и всех людей, которых он упоминает в повествовании. Они либо бесплотны и возникают в воображении зрителя благодаря тонкой работе с голосом и интонациями актера, либо их образы появляются в виде масок, отчасти будто отсылающих к комедии дель-арте – настолько они выразительны. Все маски безголосые, но пластичны и возникают вокруг героя из темноты черной коробки зала.

Итак, что же увидит зритель? Прелесть любой экзистенциальной прозы в том, что конечно же она дает поле множеству споров и трактовок. Я увидела зарисовки из жизни человека, который не имеет к этой самой жизни вкуса. Через призму его отстраненной рациональности, его простых и прямых причинно-следственных связей, зритель наблюдает за тем, как эмоционально окрашенные и заряженные люди вокруг вращают жизнь героя на 180 градусов. Семен Шкаликов читает текст Камю, написанный непосредственно от лица героя, порой действительно читая его со сцены как бумажный дневник. Главные слова о спектакле для меня: стильная и точная отстраненность. Актерские переходы между персонажами в прочтении артиста настолько хорошо сделаны, что в какой-то момент я поймала себя на мысли, что это мог бы быть отличный аудио-спектакль. Настолько он вычищен от шероховатостей и ладно скроен. То как быстро и четко меняются герои и маски, держит внимание зрителя от первой до последней минуты спектакля.

Герой романа получился таким неопределенным, что возвращаешься к мыслям о нем даже спустя несколько недель после просмотра. С одной стороны становится ясно, что случай и фатум многое закручивают в жизни так, что кажется, логичной невозможность ни на что повлиять. С другой стороны безучастность, безэмоциональность и общее равнодушие героя заставляют прийти в недоумение от того, как легко он проигрывает жизни с каждым раундом все больше и больше и будто не цепляется за жизнь, не видя в ней радости и краски.

Мне кажется, что спектакль является одним большим зеркалом, отражающим каждого сидящего в зале. То, что он подсвечивает – будет давать отклик и вызывать рефлексию на разные темы. Стоит ли увидеть это своими глазами – однозначно стоит. Можно ли заранее предугадать, какое впечатление оставит эта театральная работа – нет. Она задаст очень много вопросов, но деликатно уйдет от ответов, оставляя зрителя наедине с собой и своей внутренней работой по поиску тех самых ответов.

Билеты

Текст Карина Чаплинская


COMMENTS ARE OFF THIS POST