READING

Через тернии к Вагнеру: «Летучий голландец» в Ново...

Через тернии к Вагнеру: «Летучий голландец» в Новой Опере

Театральный сезон 2023–2024 Новая Опера открыла премьерой «Летучего голландца» Рихарда Вагнера. Особенно значимое в этой постановке то, что это результат первой копродукции российских театров. В минувшем сезоне этот спектакль был сыгран на сцене Пермского театра оперы и балета, в этом пришёл черёд московского партнёра.

Команда, работавшая над спектаклем — режиссёр Константин Богомолов, дирижёр Филипп Чижевский, художник-постановщик Лариса Ломакина. Дуэт режиссёр и художник существует уже очень давно, родившись ещё в драматическом театре. Но и трио с дирижёром на просторах музыкального театра тоже уже сложившее. Ранее Богомолов – Чижевский – Ломакина поставили «золотомасочных» ораторию «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя в МАМТ и «Кармен» Бизе в Пермской опере. В обоих случаях был вызов с точки зрения режиссуры, гармония и стиль от художника, мастерство и блеск дирижёра, что в совокупности создало целостные, яркие и значимые спектакли.

«Летучий голландец» не обделён ни вкусом Ларисы Ломакиной, ни виртуозностью Филиппа Чижевского. Но вот стилем Константина Богомолова оказался перенасыщен. Безусловно, не стоило ожидать от этого спектакля ни классической интерпретации, ни особенной щепетильности. Первое — точно плюс. Хочется, чтобы спектакль отражал текущую повестку, отношение автора к ней или жизни в целом, его ценности. Второе — данность, которую можно принять, зная стиль режиссёра.

фото: Екатерина Христова

Но новое прочтение «Летучего голландца» Рихарда Вагнера не является ни отражением происходящего, ни, хочется верить, зеркалом идеалов режиссёра. Среди всех героев сложно найти того, кому можно сочувствовать, за кого переживать, кого поддерживать. У Богомолова получилась не история о самоотверженной любви и верности, а дикий пассаж о маньяке и женской глупости.

Итак, Голландец (Андрей Борисенко) — не вечный скиталец, а маньяк, убивший нескольких своих жён, обличённых им в неверности, и сбежавший из колонии. Сента (Анжелика Минасова), как и положено, влюбилась в него заочно. Но глядя не на обычный портрет, а на фото «Внимание, розыск». Познакомившись с героем своих грёз, понимая, кто он, героиня остаётся верна своим чувствам. Далее — его арест и её самоубийство у него же в камере, как кара за якобы «неверность».

фото: Екатерина Христова

Порой в современных прочтениях опер классические супратитры вносят сумятицу в восприятие некоторых зрителей, так как расходятся с происходящем на сцене. В данном случае, как и в других работах Константина Богомолова в музыкальном театре, истинная история «Летучего голландца» осталась лишь в памяти знающих её, либо немецкий язык — язык исполнения — зрителей. Супратитры вещали совсем другую историю, полную женской поголовной испорченности и, одновременно, абсурдной и нелепой жертвенности.

В спектакле не смущают вычурно разбросанные по ходу действия отсылки к советским фильмам и песням из девяностых. Но удивляет с усилием начерченная основная тема. Сложно избавиться от чувства, что целью спектакля стало желание воспеть женскую порочность и откровенную недалёкость. Для чего? Вряд ли хватит на скандал. А послевкусие горьковатое.

Справедливости ради, на этом спектакле нельзя поставить жирный крест и однозначный минус. Эта история оказалась эмоционально плотно сшита с Вагнером. Все перипетии музыки соответствовали тяготам сюжета, хоть последний и вызывал недоумение. Маэстро Филипп Чижевский удивительно точно прочувствовал эту эмоциональную, многогранную и насыщенную музыку. А оркестр чутко последовал за дирижёром.

фото: Екатерина Христова

Музыканты, хор и солисты были хороши. Сценография, вдохновлённая северным деревянным зодчеством и дополненная стильной работой свето- и видеохудожников, и женские костюмы, выполненные в русском стиле, не дали повод к себе придраться.

Если вы умеете абстрагироваться от навязываемого, готовы мысленно очистить лишнее и дорисовать недостающее, с этим спектаклем всё же можно экспериментировать и искать в нём свои плюсы.

Билеты

Текст Юлия Фокина


COMMENTS ARE OFF THIS POST