READING

Как «Царская невеста» из прошлого хотела попасть в...

Как «Царская невеста» из прошлого хотела попасть в будущее, а оказалась вне времени

Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко открыл сезон 2023–2024, задуманный как чествование русской оперы, премьерой «Царской невесты» Римского-Корсакова. Режиссёр Дмитрий Белянушкин — ученик художественного руководителя оперной труппы Александра Тителя, более десяти лет ставящий спектакли на сценах многих российских музыкальных театров — с МАМТ сотрудничал лишь в самом начале своей карьеры. Дважды ассистировал Тителю, поставил две одноактные современные оперы и несколько концертов. И вот, спустя годы, вернулся в «главной роли» в большом и маститом спектакле.

Оперу, в основу которой положена одноимённая драма литератора и переводчика Льва Александровича Мея, Николай Андреевич Римский-Корсаков написал за десять месяцев на исходе XIX века. Либретто — соавтором композитора стал его коллега и писатель Илья Фёдорович Тюменев — почти не отступает от исходного сюжета. Он же в свою очередь, хоть и дополнен художественными прикрасами, фундаментом своим стоит на исторических событиях. Перипетии двух любовных треугольников (Марфа — Любаша — Грязной и Марфа — Лыков — Грязной) происходят на фоне выбора Иваном Грозным третьей супруги и расправы над всеми якобы причастными к её возможному отравлению.

Режиссёр Дмитрий Белянушкин решил перенести действие оперы в будущее. Но будущее неожиданное, с налётом прошлого. В России — монархия, а на троне не кто иной, как Иван Васильевич. Но вернулся не только царизм, но и мода прошлых времён.

Как зритель узнаёт, что перед ним будущее? Из анонса или буклета, если он их прочёл. А если нет? Тогда и не узнаёт. У создателей спектакля будущее оказалось сочетанием прошлого и современного. Исторические костюмы разбавлены некоторыми сегодняшними элементами. Детали интерьера, знакомые всем здесь и сейчас, вплетены в старинные. Получилась неоправданная задумкой смесь, которая вовсе не наводит на мысль о будущем. Факт возвращения монархии кажется куда более правдоподобным. И вот тут главная, но, пожалуй, и единственная, несогласованность спектакля. Идея, которая есть и озвучивается, не нашла своё воплощение на сцене.

Удивительно, но спектакль при этом получился. Просто не стоит акцентировать внимание на «будущем». Перед нами незыблемое «всегда», в котором девушки носят сарафаны, кокошники и курят сигареты. Разыгрывается же знакомый сюжет оперы Римского-Корсакова. Небольшие отступления в сторону кардинально его не меняют, но сказываются на характерах персонажей, что показательно — отрицательных. Беременность придаёт Любаше лёгкий оттенок жертвы, но при этом не делает Грязного подлее и более жестоким. Наоборот, главный злодей в этой интерпретации кажется растерянным и запутавшимся. Да, он разлюбил, но в финале будто бы даже раскаялся. Коварный Бомелий своим смятением и неуверенностью вторит образу Грязного. Но схожи они только созданными характерами. Внешне герои кардинально разные — брутальный опричник и интеллигентный модник-лекарь.

Фото С. Родионов

Стилистически постановка очень красивая. Главное сценографическое решение (художник-постановщик Александр Арефьев) — разрез круглой башни. Сначала она предстаёт перед нами своим нутром, а там то баня, то дом Грязного. Повернувшись к залу внешней стороной, она переводит действие на улицы Александровской слободы — под окна Марфы, к дому лекаря Бомелия. Полукруг башни, диагонали лестниц, серые оттенки декораций, разбавленные сочными цветовыми всполохами костюмов — красными, жёлтыми, белыми — не дают скучать глазу.

Уже не раз упомянутые костюмы, созданные дизайнером, художником-модельером и основателем бренда Tegin Светланой Тегин, заслуживают детального рассматривания. В первую очередь женские. Расписанные вышивкой сарафаны, многослойные наряды, струящиеся платья в пол, летящие ткани и кокошники разнообразных форм — главные визуальные элементы этого спектакля.

За драматичную, но при этом вполне лаконичную музыку Римского-Корсакова отвечал маэстро Ариф Дадашев. И оркестру под его управлением удалось передать всю её выразительность и пластичность. Из исполнительских партий главное внимание в одном из составов заслуживает Мария Макеева, Марфа которой получилось особенно убедительной, как вокально, так и актёрски.

Фото С. Родионов

«Царская невеста» — история о том, как хрупки наши планы под неожиданно обрушивающимися на них обстоятельствами, созданными внешними, порой даже государственными силами. Эта постановка не несёт в себе новые смыслы, а лишь повторяет изначально в неё заложенные. И кому, как не нам, прочувствовавшим за последние годы, как личное растворяется в неизбежно-нагрянувшем, их не понять.

Билеты

Текст Юлия Фокина


COMMENTS ARE OFF THIS POST