READING

Легкость чувств на фоне исторических изменений...

Легкость чувств на фоне исторических изменений

«Он шел,

куда вела его Фортуна»

В театре Камбуровой впервые в России представили сценическое прочтение поэмы Марины Цветаевой “Фортуна”. Спектакль поставили ученики Ивана Поповски Елизавета Шахова и Иван Рябенко. Влияние Поповски и уже его учителя Петра Наумовича Фоменко сильно чувствуется: образность, легкость, тот самый фоменковский “воздух” и щукинское “ть”.

“Фортуна” была написана Цветаевой в 1919. Ее героем стал реальный исторический персонаж – герцог Лозэн, живший в эпоху Французской революции, из биографии которого Цветаева отобрала пять эпизодов и объединила их образом Фортуны. Фортуна в пьесе – не только символ Судьбы, но и символ успеха при королевском дворе второй половины XVIII века. Предпосылкой к созданию пьесы послужила влюбленность Марины Цветаевой в Юрия Завадского, ведущего актера и впоследствии режиссера Студии Евгения Вахтангова. Цветаева посвятила Завадскому несколько произведений: цикл стихов “Комедьянт” и пьесы “Каменный ангел” и “Фортуна”. Но при этом сценическая судьба «Фортуну» обошла стороной, и чуть больше, чем целый век, потребовался ей, чтобы предстать зрителю.

Художнику-постановщику Ирине Пиновой и художнику по свету Антону Литвинову удалось создать удивительно красивое, пудрово-розовое пространство легкости и лоска европейского двора. Легкость чувств, легкость в мыслях необыкновенная. Все, что мы помним из школы про «время правления трех юбок» и легендарное «пусть едят пирожные» Марии-Антуанетты, оживает на глазах. И царит из земных здесь уморительная пастушка Мария-Антуанетта. Алла Юганова в этой роли затмевает всех остальных, как жаль, что ее комедийный талант так редко используется. Короток век Антуанетты и также мимолетно ее сценическое время, а жаль.

Над всеми смертными – сама Фортуна, она же маркиза де Помпадур – не менее роскошная Евгения Курова в облаке роз и вздохов. Словно фея склоняется она к кроватке малыша Лозэна, а затем лишь наблюдает за его жизнью и итогом.

Мимо нас пробегает жизнь главного героя, пунктиром вычерчивая на контурной карте истории ее события, победы и поражения. Чего он достиг и что привнес в мир ты так и не поймешь. Да, по нему сходили с ума женщины и даже в момент казни, его локоны и улыбка зачаровали дочку привратника. Но история того же Казановы или любая из историй о Дон Жуане в разы интереснее и насыщеннее.

Сцена усыпана лепестками розы, и сам спектакль им подобен. Он мил до мелочей, до петлицы в мундире музыкантов в оркестре. Красивая история роскоши и вроде бы жизни главного героя, герцога Лозена. Нежно, изящно, и на этом все.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST