READING

Ностальгирующая опера: «Не только любовь» в МАМТ...

Ностальгирующая опера: «Не только любовь» в МАМТ

Русский оперный сезон, заявленный руководством МАМТ ещё в сентябре, подарил этой весной репертуару театра «Не только любовь» Родиона Щедрина. Первая в творчестве композитора опера, действие которой происходит в 50-е годы прошлого века в колхозе, изобилующая юмором и частушками, таит в себе глубину и истинную трагедию. В спектакле режиссёра Евгения Писарева и дирижёра-постановщика Феликса Коробова нашлось место всем заложенным в либретто и партитуру эмоциональным граням.

Либретто написано Василием Катаняном в 1961 году на основе сразу четырёх произведений Сергея Антонова. Основная сюжетная линия — влюблённость председательницы колхоза в вернувшегося из города шалопая, которого давно ждёт невеста — заимствована из рассказа «Тётя Луша». «Поддубенские частушки (из записок землеустроителя)», встроенные и в либретто, и в музыку, привнесли в оперу и народный колорит, и острый, ещё болезненный привкус недавно закончившейся войны. А «Дожди» и «Дело было в Пенькове» добавили природные и бытовые мотивы.

фото Сергея Родионова

Бесконечный дождь, послуживший фоном для истории главных героев, стал и основой для сценографии новой постановки. Художник Максим Обрезков, опираясь на синий цвет, знаковый для МАМТ, «повесил» над героями и огромными, но одинокими ЛЭП серые тучи, то сгущающиеся, то чуть сдающие в накале вслед за перипетиями сюжета.

Хотя перипетий у сюжета немного. Председатель колхоза Варвара Васильевна (Лариса Андреева) достаточно быстро понимает, что вертлявый Володя (Кирилл Матвеев), так неожиданно завладевший её мыслями и сердцем, не стоит её потерянной чести. А разбитое по её вине сердце Наташи (Мария Макеева) точно не принесёт главной героине безоблачное счастье.

фото Сергея Родионова

Отсутствие сюжетных излишеств с лихвой компенсирует музыка Щедрина: насыщенная, дикая, искрящаяся всем спектром эмоций и красок, но с явным выделением сочных оттенков национального колорита — любовь Щедрина к русскому фольклору проявляется здесь во всей красе. Всё действие оперы фактически происходит именно в музыке, в том числе и благодаря мастерству маэстро Коробова и оркестра театра. Остальное — сюжет, сценография — лишь дополняет её оттенками и нюансами. А потому и сама опера, и спектакль в МАМТ — удачный пример того, как без сюжетных излишеств можно создать историю, наполненную разной гаммой чувств, эмоций и богатством музыкального материала.

При всей однородности и нарочитой простоте сценографии в ней много неожиданных по красоте и графичности элементов. Это и замершие, словно на полотнах любого из Брейгелей, фигуры. И тёмные силуэты танцующих девушек на фоне кажущегося огромным пространства и недостижимого горизонта.

фото Сергея Родионова

Что до исполнителей главных партий, то Лариса Андреева наполнила глубинной горечью не только образ своей героини Варвары Васильевны, но и в голосе показала такие же терпкие нотки. И если Володя очаровал всех в колхозе безмятежностью и свободой, так ярко выделяющимися на фоне общей серости, то Кирилл Матвеев вряд ли хоть кого-то в зрительном зале оставил равнодушным благодаря своему бархатистому и мягкому тембру. Самая мощная по эмоциям сцена — финальный дуэт Володи и Варвары Васильевны — прозвучал словно поединок, сюжетный и вокальный, не выявив при этом победителя ни в одной категории. В противовес этим героям Наташа у Марии Макеевой получилась нежной и романтичной.

И в музыке, и в либретто так ярок оттенок своего времени, что решение режиссёра оставить спектакль в его первоначальных реалиях оказалось невероятно оправданным. Либретто здесь диктует свои условия и ведёт за собой весь спектакль. В постановке словно оживает один из советских фильмов, прославляющих колхозную романтику и кланяющихся светлой идее коммунизма. При этом «колхозная» опера не создаёт впечатления чего-то устаревшего и «просроченного». Напротив, и звучит, и смотрится на удивление свежо. В том числе благодаря тому, что «Не только любовь» — не частый гость на театральной сцене, а значит можно отдаться первоначальной задумке и не искать оригинальных трактовок, порой необходимых популярным и хорошо знакомым зрителям операм.

Билеты

Текст Юлия Фокина


COMMENTS ARE OFF THIS POST