READING

Кукольный мюзикл: «Рождественская история» Алексея...

Кукольный мюзикл: «Рождественская история» Алексея Франдетти

К Новому году театр кукол С. В. Образцова выпустил премьеру – «Рождественскую историю» по рассказу Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе». На первый взгляд, ничего необычного: популярное произведение, пережившее множество постановок. Но необычное есть. Это не просто музыкальный спектакль, это мюзикл. И поставил его тот, кто знает всё об этом жанре: за плечами режиссёра Алексея Франдетти множество работ, отмеченных премий «Золотая Маска», но вот в театре кукол – это первая.

История Диккенса хоть и рождественская, точно не самая уютная. Старый скряга Скрудж не питает ни жалости, ни прочих чувств ни к беднякам, ни своим служащим, ни к собственному племяннику, ни уж тем более к празднику. Явившийся к нему призрак его умершего друга обещает прислать трёх духов, с помощью которых старый скряга сможет измениться. Три ночи подряд духи навещают Скруджа и показывают ему прошлое, настоящее и будущее. Видя себя в юности, радость всех вокруг от наступающего Рождества и одинокую смерть себя самого, герой меняется. Теперь он готов делиться с другими не только деньгами, но и любовью.

О переносе на театральную сцену рассказа Диккенса Франдетти, по его словам, думал давно и пытался решить проблему, как лучше показать воспоминания, призраков и духов. Среди вариантов были и оперный, и балетный спектакли. В итоге – кукольный. И, пожалуй, это лучший выбор. Но тут встретились сложность и простота: кукольный театр может воплотить в жизнь практическую любую режиссёрскую фантазию и нереальное сделать реальным. Но, вот, поставить движения куклам куда сложнее, чем людям. В этом режиссёру помогал Максим Кустов, актёр театра Образцова.

У Диккенса эта история, хоть и со счастливым концом, затянута мрачной пеленой. Алексей Франдетти же хотел уменьшить трагический накал, ведь главные зрители театра кукол – дети. Он сам адаптировал текст, а жанр мюзикла помог ему в смягчении этой жутковатой истории.

Музыка на сознание человека воздействует сильнее слова. Композитор Андрей Рубцов для «Рождественской истории» намиксовал разные музыкальные жанры: тут и ирландские танцы, и зонги. Его произведение в исполнении мини-оркестра под управлением Михаила Фадеева балансирует между речитативом и мелодией, как и главный герой этой истории, только тот – между добром и злом.

В спектакле Франдетти люди и куклы поделили между собой главные роли. Первые здесь не только кукловоды, они полноценные участники действия. Огромный шарманщик и крошечный мальчишка с барабаном больше его раза в три аккомпанируют четырём ведущим, которые вместо автора проносят нас по рассказу Диккенса. Сами герои истории поначалу предстают перед нами в «живом» исполнении: и Скрудж, и работающий на него клерк, и его племянник. Потом каждого из них сменит кукольный прототип, люди уйдут на второй план и выйдут вперёд лишь в самом конце вместе с изменившимся Скруджем.

Но уступить главенствующее место куклам в этом спектакле – не значит спрятаться за ширму. Мы видим, как несколько человек оживляют одного героя: поражаемся сложности их работы и восхищаемся их мастерством. Здесь куклы притворяются людьми, а люди – куклами: не споря, не соперничая, а лишь дополняя друг друга.

Скрудж-человек стараниями трёх кукольных призраков (первый дух – огненная фея, второй – сверкающий гном, третий – словно сама смерть, с огромным клювом и в чёрном плаще) переносится от события к событию. И вот он, притаившись на краю сцены, словно подсматривает за жизнью. А перед нами театр в театре: куклы разыгрывают картинки прошлого, настоящего и будущего.

Все артисты, кроме Ефима Шифрина, исполнившего роль Скруджа, – артисты труппы театра Образцова, которые поют, танцуют и оживляют кукол. Шифрин крайне правдоподобно изобразил старого противного скрягу: голос и манеры кололи и кусались. Но главная роль в кукольном мюзикле – это вызов. Сложностей тут несколько: и взаимодействие с куклами, и вокальный материал. Но трудности преодолены, и в результате – ярчайший образ в копилку Шифрина.

Можно лишь поздравить и театр, и нас: новый спектакль наверняка станет очередной новогодней зрительской традицией. А чем больше традиций, тем ярче праздничное настроение.

Билеты

Текст Юлия Фокина


COMMENTS ARE OFF THIS POST