Вслед за постановкой Шекспира, Евгений Марчелли взялся за русскую классику и обратил свой взор на Островского, которого он давно и успешно ставит в разных театрах – теперь и на подмостках возглавляемого им театра им. Моссовета.
Бесприданница Марчели получилась как и всякая классика, с которой работает мастер: очень свежо, нетривиально и классически качественно. Конечно, российскому зрителю трудно смотреть Бесприданницу без воспоминаний о «Жестоком романсе» Рязанова, но Евгений Жозефович сделал то, что делает лучше всех на российской сцене: оставив классический текст неизменным, расставил акценты совершенно по-новому.
Его Бесприданница – про любовь. Горькую, безответную, всепоглощающую, про различие мужского и женского взгляда. Любит ли Лариса? Безусловно! Отдавая чувствам всю себя. Любит ли Паратьев? Безусловно! Но тут есть нюансы. Женский мир чувственности, жертвенности и чистоты сталкивается с мужским – расчетливым миром потребления, где женщина является игрушкой: любимой, дорогой, но все же неодушевленной вещью.
Сценография тут выдержана во всех оттенках серого, мужчины строги и играют в свои игры: кто-то будто в шахматы, рассчитывая ходы наперед, кто-то в преферанс, а Карандышев, одержимый жаждой утереть нос всем и сразу – в рулетку, ставя все на зеро, где зеро – женитьба на всем желанной Ларисе. Она – яркое пятно, глоток воздуха и жизни в этом темном царстве, где царит рассчетливость. Харита Дмитриевна тут не так расчетлива, как предстает обычно. В ней есть любовь к своему ребенку, желание для дочери лучшей жизни и умение приласкать и пожалеть, но этого недостаточно. Она также как и мужчины зачерствела в мире расчетов, в котором ей, как женщине, не выиграть, но хотя бы не проиграть – уже неплохо.
Все «игроки» делят игрушку: кто-то (молодой корефей Вожеватоа) хочет покрасоваться, кто-то (Кнуров, в исполнении виртуозного Кищенко) на старости лет хочет стать миценатом и будто замолить грехи, кто-то (один из лучших Паратовых на сцене в исполнении Чинарева) хочет ярко проживать жизнь в окружении красивых безделушек и дорогих сувениров. Лариса (холодно красивая Анастасия Белова) не глупа и от этого наблюдать ее страдания зрителю еще горче. Она все понимает, видит игры вокруг нее, но только не природу своей всепоглощающей любви к Паратову: с ним она слепа, глуха и не замечает ничего, или же не хочет замечать. Ее яркость, молодость и красота кричат о внутренней боли, которая выливается сполна в сцене с исполнением романса, которого тут нет – только горловой, будто предсмертный крик.
Один из лучших персонажей в постановке – это Паратов-Чинарев. Марчелли уже раскрыл его поистине неординарный талант в ГРОЗЕГРОЗЕ в театре Наций. И Островский удается актеру на ура. При невероятном природном мужском магнетизме, на который не клюнет, казалось бы, только слепая и глуха, он настолько отвратителен и мерзок в человеческих проявлениях, что становится воплощением того классического образа плохого парня, который погубит женщину одним взглядом. Рассчетливость и бесчувственность являются его приданным, которое наша бесприданница готова принять, понять, холить и лелеять.
Тут нет мелодрамы, нет намека на красивые чувства и злодейку-судьбу, которая не дает быть вместе влюбленным. Это men’s world, в котором женщине не выжить, не изменив своей природы. Поэтому финал становится манифестом женскому началу, женской любви и мимолетности счастья, за которое приходится отдать жизнь. А эта эти счастливые моменты – главное приданное, которое Лариса забирает с собой и ни с кем не разделит, это только ее драгоценность.
Текст Карина Чаплинская
COMMENTS ARE OFF THIS POST