READING

«Моня Цацкес – знаменосец». Идите и купите билеты...

«Моня Цацкес – знаменосец». Идите и купите билеты

«Шалом» будет говорить со сцены об еврейских судьбах и судьбах других народов, толерантности и добрососедстве,» – так была сформулирована генеральная линия театра на сборе труппы этой осенью.

Продолжая следовать повестке художественный руководитель театра «Шалом» Олег Липовецкий выпустил спектакль «Моня Цацкес – знаменосец». Вместе с драматургом театра Ларой Бессмертной они подготовили инсценировку повести известного еврейского писателя Эфраима Севелы.

Перед нами история еврея Мони, попавшего в экстренно собранную литовскую дивизию, ибо из литовского населения для призыва в советскую армию для борьбы с фашистами нашлись только литовские евреи, к тому моменту развеянные по всему советскому союзу. Смешная до невозможности, грустная и страшная, смекалистая и искренняя одновременно. Эдакая смесь Швейка с Бумбарашем, но при этом самобытная и равновеликая. В эту страшную по своей сути историю жизни заложены такие тонны юмора, что смех перемежается со слезами. И этот процесс совершенно нельзя, да и не хочется контролировать.

Глаз не оторвать от этой небольшой сцены, где все время действия присутствуют всего четыре артиста, являя собой огромную толпу персонажей. Да в помощь им четыре стула, из которых и нары построишь, и танк сделаешь, да что угодно сотворишь. Антон Шварц, Николай Тарасюк, Антон Ксенев, Карина Пестова – вы великолепны и ваши почти два часа существования на сцене дарят несравнимое ни с чем ощущение радости и сопереживания.

Все-таки настоящее искусство оно провидческое. И целебное. Ты следишь за похождениями Мони, за его непутевыми товарищами, недалеким начальством, вместе с ним не унываешь и вместе с ним же проваливаешься в пучину страшного горя. Спектакль поставлен на стыке жанров сторителлинга и площадного театра. Поэтому иногда и сам зритель может стать частью истории, не бойтесь этой возможности. Обманчиво простой внешне: что там четыре рассказчика, четыре стула, вечный разговор с залом… Но воображение дорисует все за нас, а артисты так филигранны в своих воплощениях, что десяток их героев густо заселяет маленькую сцену. Вот любвеобильный друг и сосед на казарме Фима Шляпентох становится трусливым политруком Кацем, а антисемит старшина Качура невезучим еврейским солдатом Зеппом Зингером. А как роскошны героини Карины Пестовой, это актриса удивительной женской манкости. И даже Антон Шварц, играющий Моню, тоже не остается в рамках одной роли, и кроме Цацкеса играет еще рэба Мойше.

«Не много книг о катастрофе, в которых одним из главных героев становится смех. Страх – одно из главных орудий войны. А смех уничтожает страх. В нем проявляется сила и жажда жизни». С этими словами Олега Липовецкого невозможно не согласиться. Смех, который дарят нам эти два часа сопереживания, побеждает ту боль и ужас, которую дарят нам они же. И в очередной раз напоминают о самом простом и важном: человечности и добре.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST