READING

Фестиваль SOLO: «Не обо мне» Веры Бабичевой...

Фестиваль SOLO: «Не обо мне» Веры Бабичевой

В рамках международного фестиваля SOLO удалось посмотреть постановку из Абхазии: Государственный русский театр имени Искандера (город Сухум) привез спектакль “Не обо мне” в исполнении Веры Бабичевой. Получился немного интернациональный разговор о вечном и насущном: московская актриса, петербуржские автор пьесы и режиссер, сухумский театр.

Монолог от первого лица стареющей, но молодящейся, одинокой, но с пятью тысячами друзей в фейсбуке и всех возможных соцсетях, известной, но в узких кругах актрисы. В филиграннейшем тексте Юлии Тупикиной вымысел путается с реальностью. Это «Маленькая пьеса для актрисы, пылесоса, телефона и кактуса». Текст настолько напитан жизнью, а в спектакле так отлично расставлены акценты, что между пониманием “это актриса играет роль” и “это актриса говорит о себе”, как бы ты не был собран и внимателен, грань то возникает, то исчезает. Грустная, смешная, самоироничная история. И играть ее может только актриса с большой самоиронией и, тут очень субъективный комментарий, с уже заметными попытками остановить уходящую молодость. Невозможно отделаться от мысли, что в этой роли еще очень было бы интересно увидеть Веру Алентову. Вера Бабичева в этой роли прекрасна: купается в ней, нежится, провоцирует зрителя, все время его теребит и не оставляет в покое.

В условиях малого зала (интересно, какая сцена ему дана в Сухуме) получается достаточно интерактивная вещь. Она не просто обращает свой монолог к тебе, воображаемому зрителю по тексту пьесы, нет, она по-настоящему втягивает тебя в свою игру. И вот зачарованный зал уже поднимает руки, голосует и отвечает во всех необходимых ей местах.

Опасный спектакль на самом деле, в нем слишком остро поднята тема одиночества. Слушать размышления героини порой сравнимо с отдиранием кожи на только зажившей ранке. Манит, затягивает, но ох как больно в итоге. Ружье, как завещал нам Антон Павлович, обязательно выстрелит и во всех смыслах.

«Вот вы все такие милые, интеллигентные. Искусством интересуетесь, в театр ходите. Только если у всех все хорошо, почему тогда миллионы людей ищут ответ на вопрос: «Что такое счастье»? К священникам ходят, к психологам. Книжки читают. В театр приходят. Все надеются ответ получить. Вы ведь тоже за ответами сюда пришли? А у меня их нет. И у автора нет… А, вообще, странно, что театры еще кому-то нужны. С живыми людьми… Вы посмотрите, кокой мир стал странный. В двери – глазок. На лестнице – камеры. На улице – камеры. Иногда мне кажется, что меня арестовали, только я не знаю, за что…»

С этим «за что» расстаться очень сложно, но, как и должно быть, после глубокого погружения по окончании сеанса зрителя из транса и грусти выведут. И мир станет прежним, призрачно оптимистичным, но чуть более отрефлексированным.

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST