READING

ШЕКСПИРГАМЛЕТ: про любовь, ненависть, горе и одну ...

ШЕКСПИРГАМЛЕТ: про любовь, ненависть, горе и одну прекрасную Офелию

ШЕКСПИРГАМЛЕТ на сцене театра им. Моссовета уже породил множество противоречивых рецензий. Это именно тот спектакль, который либо очень понравится, либо вызовет как минимум недоумение, а как максимум – полное отторжение. Мне спектакль понравился, однако на протяжении всего времени постановки не оставляло ощущение от вопроса: Что вообще происходит?

Оговорюсь сразу – я люблю Марчелли и его взгляд на классику. Он всегда переосмысливает и расставляет акценты по-новому в произведениях, которые ставились уже сотни раз. Так вышло и с Гамлетом. В качестве текста режиссер взял подстрочник Михаила Морозова, который наиболее близок к тексту оригинала по смыслу. Тут нет стихотворной формы, к которой зритель уже привык, и уже только из-за этого текст воспринимается как что-то новое. Также сознательно убраны многие знаковые куски, которые являются «якорями» пьесы. Ни Йорика, ни «быть или не быть», ни финала – все общие места ушли, оставив лишь то, на что режиссер пожелал сделать упор.

Сам Марчелли говорит, что спектакль об истории семьи: матери и сына. Однако, на мой взгляд, Марчелли сделал с Гамлетом то, что он делает лучше всего – раскрыл природу и трагедию женских персонажей. Режиссер всегда отличался тем, что очень тонко чувствует женщин и его героини всегда сверкают ярче мужчин. Как бриллианты в правильной огранке. Так вышло и с этим спектаклем. В моей голове сложилась полноценная история Офелии. Анна Галинова – настоящая звезда этого спектакля. Ее Офелия совершенно чудесна. Несмотря на то, что ее образ абсолютно не вписывается в классические представления о персонаже – это одна из лучших Офелий, на московской сцене так точно. Она получилась очень тонкой, живой, настоящей и контрастирующей со всеми остальными персонажами и миром Дании. Забота брата и отца о ней трепетна и нежна, они пытаются уберечь этот совершенно иной мир, чтобы он не столкнулся с реальностью, которая Офелию как будто не совсем принимает. Однако ее живость и притягательный напор захватывают всех: она запросто организует вокруг себя людей, давая задания даже Клавдию. С ней вместе всегда безмолвный персонаж, который потом в каком-то нечеловеческом крике сообщит о ее смерти. И если в программке этот персонаж обозначен, как персона пожелавшая остаться неизвестной, то на сцене она воспринимается то ли как нависший над Офелией рок, ходящий за ней по пятам, то ли как внешняя оболочка Офелии – безмолвная и безжизненная, в то время как Анна Галинова – это ее внутреннее яркое наполнение.

Не сказать о Гамлете отдельно невозможно. Гамлет Кирилла Быркина – очень неприятный отталкивающий человек. Он будто уже давно выбрал путь разрушения себя и всего вокруг. В его сердце нет любви, а его безумие – расчетливая игра психопата, в которую он сам верит. Им владеет слепая ненависть и темные чувства. Тень его отца, которая реально выглядит как посмертная маска короля, живет в другом измерении и до конца не ясно – может быть Гамлет лишь хочет найти в ней объяснение своим темным замыслам. Возможно, призрак отца ему вообще не нужен, так как для себя он все давно решил. Он борется за Гертруду – она для него не только и не столько мать, сколько желанная женщина, идеализированный образ которой из его представлений никак не соотносится с тем, кем она является в реальности.

Клавдий и Гертруда – это отдельная линия, в которой властвует любовь. Они безумно счастливы и живут ту жизнь, которую сами выбрали, не оглядываясь на то, что скажут окружающие. Даже самые близкие из них. Они интересны только друг другу, меняются одеждой, выходят в одном одеяле на двоих, шепчутся и воркуют. Кажется, что Клавдию в принципе нужен не столько трон, сколько любимая женщина рядом и в свете этого его возможное участие в смерти брата окрашивается новыми красками. Гертруда тоже влюблена, ей не интересно, что творится вокруг и из своего беззаботного мира она выходит наружу, только когда зовет к себе Гамлета после убийства Полония. Тут мы видим абсолютно другую женщину. Невероятно нежную мать, а ее связь с сыном настолько тонкая и интимная, что мысли об эдиповом комплексе становятся материальны, когда Гамлет срывается с катушек. Последние 20 минут действия Гертруда просто безмолвно и бездыханно лежит, будто раздавленная любовью и ненавистью сына и всего происходящего вокруг.

В целом минималистичный монохромный спектакль сделан очень камерно и интимно, несмотря на большую сцену. Актеры будто тихо говорят с каждым зрителем. Декораций здесь практически нет, только черная коробка сцены, и акценты в некоторых сценах, тут неприглядные и больные отношения между героями выставлены на первый план – они и являются декорацией трагедии. В качестве музыкального оформления лишь шорох крыльев птиц и четыре музыканта на литаврах. Этого более чем достаточно, чтобы показать мир Гамлета. Мир, где нет любви.

Билеты

Текст Карина Чаплинская

фотографии предоставлены пресс-службой

COMMENTS ARE OFF THIS POST