READING

«Обратная сторона медали»: немного Зеллера в холод...

«Обратная сторона медали»: немного Зеллера в холодной воде

На Новой сцене Вахтангова премьера – дебют в режиссуре артиста театра Эльдара Трамова. Ранее он выступал ассистентом режиссера на выпуске “Войны и мира”, а также преподает в Щукинском Институте. Эльдар рассказывает, что после того, как получил предложение Римаса Туминаса сделать собственную работу, перебрал достаточно пьес и в итоге с помощью искусствоведа Елены Дунаевой пришел к ранней пьесе Флориана Зеллера, у нас до этого не переведенной. Получилось прекрасное сочетание: уже любимый театралами за свою трилогию драматург и качественно выделяющаяся из знакомого паттерна история. Название (в оригинале L’envers du decor) можно трактовать по-разному, например «За кулисами», «По ту сторону» и иначе, для спектакля был выбран максимально броский вариант – «Обратная сторона медали».

Исходная коллизия достаточно проста: были две супружеские пары, дружили семьями десятки лет, но вот один из мужей увлекся двадцатилетней девушкой и ушел из семьи, а второй имел несчастье пригласить его с новой пассией на ужин. Жена, конечно, имеет свое мнение на этот счет. И получилась бы довольно незамысловатая история, но Эльдар посмотрел на нее через призму внутренних диалогов и добавил щепотку абсурда. По накалу страстей и пространству вариантов напоминает “Лысую певицу” Ионеско, но градус разумности выше. Такое вот балансирование на грани в очаровательной коробке с сюрпризами, не терпящей полутонов, ведь все выстроено строго черно-белой гамме.

фото Яна Овчинникова

Новая сцена не похожа сама на себя. Максим Обрезков создал крайне кинематографичное, особенно если брать в расчет финал, пространство. Достаточно красивое решение для существования героев, находящихся на грани во всех смыслах. Монохром его усиливает, подкрепляя с одной стороны элитность их жизни, с другой же выводя на передний план ее выхолощенность и их тотальную усталость от этого затянувшегося фарса. Удивительно, но к финалу эти же решения позволят истории развернуться в ином направлении.

«Обратная сторона медали» – пьеса на четверых, плюс придуманный театром пятый связующий персонаж. На сцене же в первую очередь женский бенефис. Роскошная Яна Соболевская, которой очень идет вороний цвет волос, и почти копия Мэрилин Монро Ася Домская (во втором составе студентка Щуки Ника Здорик). Такое противостояние условной Белоснежки условной Злой королеве, кто же всех милее. Соболевская с ее опытом работы у Бутусова, не моргнув глазом дает Шекспира: это такие бесшовные переходы от трагедии к комедии, что диву даешься. Ася в образе Эммы ослепительна (все же это одна из самых красивых наших артисток), но при этом эта красота, возведенная в абсолют, не подавляет актрису, а лишь дарит ей новые грани. Не зря в не очень удачном спектакле прошлого сезона “Сказки старого Арбата” она прекрасно сыграла Виктошу – сложную роль музы, эльфа и существа немного над пространством. В версии Ники Здорик образ Эммы раскрывается иначе: обычная пустая девочка, берущая флером юности и кокетства. Как же по-разному от этого играет история. В моем случае я за образ Домской, не из-за актерской силы и опыта (сравнивать их было бы некорректно), а именно за идею персонажа. Ее Эмма манит, ей прощаешь любые огрехи, и весь разгоревшийся пожар вокруг кажется логичным и оправданным.

фото Яна Овчинникова

Евгений Князев, за которым, судя по количеству реплик и присутствию на сцене, главная роль, снова играет давно знакомый всем образ. В этот раз его зовут Даниэлем. Таким же он был и в спектакле «Суббота, воскресенье, понедельник» и ранее в «Филумене Мартурано» (часть спектакля «Пристань»). «Наши играют французскую жизнь», и это немного расстраивает. Исходя из наблюдений, создается ощущение, что здесь это точно не режиссерское решение, а полностью на стороне актера. Вторая мужская роль, Патрика, выписана достаточно слабо и штрихами, у него мало возможностей раскрыться на сцене.

фото Яна Овчинникова

Для дебюта – это отличная работа. Здесь чувствуется насмотренность Эльдара, а также его опыт работы с разными режиссерами, но, что важно, не считывается какое-либо копирование или подражание. Это умная переработка своего творческого опыта, порой немного шероховатая, но в основе своей цельная и продуманная. Ждем следующих вершин!

Билеты

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST