READING

Индийская мудрость гласит: «Ребенок – гость в твое...

Индийская мудрость гласит: «Ребенок – гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти»

Пьеса «Мама» Флориана Зеллера входит в трилогию Мама – Папа – Сын. Яркий и мучительный «Сын» в постановке Бутусова идет на большой сцене РАМТа, в то время как «Мама» в театре им. Моссовета поставлена совсем молодым режиссером Павлом Пархоменко на камерной сцене «Под крышей». Однако спектакль получился мощный и напряженный – он бы справился и с большой сценой, но маленькая придает ему интимности и глубины.

В главной роли – Анастасия Светлова. Одна из любимых актрис худрука Евгения Марчелли, Светлова обладает широчайшим актерским диапазоном, мощнейшей харизмой и умением захватить зрителя, поймать его врасплох, посадить на крючок и не отпускать до того момента, пока она сама не решится отпустить его. Ее мама – красивая, еще достаточно молодая женщина, в которой воедино сошлись все возможные противоречия: одиночество и одновременно растворенность в семье, доброта и жестокость, прямота и изворотливость. Она принимает таблетки и живет в мире, который периодически отрывается от реальности. Центром этого мира она выбрала для себя Сына. Однако, сын вырастает, влюбляется и «уходит» от матери к другой женщине, а героиня остается с зияющей дырой в груди, постоянными подозрениями в неверности мужа и грусти по поводу упущенной жизни.

Драма ежедневной жизни, каждодневных маленьких кирпичиков, из которых строится несчастливая жизнь, тотальной нелюбви и непонимания – вот что увидит зритель. Смотреть спектакль грустно и непросто, однако и текст пьесы и визуальная красота постановки, ее яркость, живость, музыкальное сопровожнение, продуманность образов и костюмов, делают спектакль картиной, от которой не хочется отрываться. Анастасия Светлова в очередной раз доказывает то, что ее дарование как разноплановой характерной героини, поистине необъятно. Тончайшие грани и нюансы в тембре речи, интонациях, взглядах и, кажется, самом дыхании, она передает с легкостью, выверено, но при этом искренне.

Все окружение Мамы – в этом спектакле выглядят как добротная дубовая рама для картины великого художника. Она создает антураж и добавляет картине веса. Так и тут роли второго плана не являются проходными, но раскрывают главную героиню, добавляют драматизма и глубины, становясь для каждого актера яркой и в некоторой степени знаковой.

Чад кутежа и выстраданной беспомощности, манипуляций, обид и истерик, лихо закручивается с каждой новой сценой, на которую зритель смотрит через оптику режиссерского видения под разными углами. Тут не будет правых и виноватых. Всем персонажами одинаково можно и сочувствовать и яростно сопротивляться им, ломаясь об их жестокость и ранясь о несправедливость и некоторую беспомощность происходящего.

Стоит ли идти на спектакль? Однозначно – да. Непростые отношения с матерью есть в анамнезе у каждого человека, в какой бы прекрасной семье он не рос. Пройдясь по самым больным мозолям, заглянув в самые темные уголки, открыто взглянув в лицо своим обидам и страхам, зритель выйдет на дорогу принятия и спокойствия, на дорогу, дающую терапевтический эффект от просмотра. А по итогу просмотра, несмотря на гнетущие чувства, возникает странное светлое ощущение и крепнет в сердце любовь к этой непростой, но такой важной женщине – к МАМЕ.

Билеты

Текст Карина Чаплинская