READING

Танец о красоте и во имя красоты: «Возвращаясь к М...

Танец о красоте и во имя красоты: «Возвращаясь к Монтеверди» на Чеховском фестивале

В программе международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, проходящего при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры города Москвы, была заявлена постановка «Возвращаясь к Монтеверди» – спектакль танцовщика и хореографа Теро Сааринена на музыку Клаудио Монтеверди. Но коварный Covid-19 внёс свои корректировки. Артисты труппы заболели и в итоге в Москву не приехали. Нужно отдать должное фестивалю: мероприятие не отменили, а внесли корректировки в программу с возможностью возврата билетов теми, кого новый формат не устраивал.

Те, кто всё же оказался в зале Театра им. Вл. Маяковского, постановку увидели. Правда, в записи. По воле вируса зрителям показали фильм-спектакль одного из ведущих специалистов в области танцевального кино в Финляндии Томаса Фройндлиха, созданного на основе многокамерной съёмки в Финской национальной опере в марте 2021 года.

А предварял этот показ мини-концерт, в котором прозвучала музыка времён Клаудио Монтеверди в исполнении Хельсинского барочного оркестра под руководством дирижёра Аапо Хаккинена – ведущего специалиста Финляндии в области старинной музыки. Специальным гостем первой части программы стал контратенор Дмитрий Синьковский. И пусть по первоначальной задумке оркестр должен был сопровождать выступление танцевальной труппы Компании Теро Сааринена, факт их присутствия сделал из кинотрансляции настоящий театральный вечер.

Что же касается увиденного во второй части, то мысль, которая наверняка настойчивее других крутилась в голове у большинства присутствующих после окончания, была сродни «Я хочу увидеть это вживую!». Просто потому, что это было очень красиво.

Поначалу танцовщики предстают ожившими скульптурами, завёрнутыми в чёрные с прозрачными элементами одежды. В своих медленных и нерешительных движениях они будто вплывают к зрителю, чей взгляд выхватывает лишь их контуры. Но вместе со звуками музыки, появляется и скользящий свет, освещающий уже застывшие фигуры. Они так и будут перемежать танец с недвижимыми мгновениями, пока однажды их, замерших уже не по-отдельности, а в подобии единой глыбы, точечный свет выхватит из темноты, подсветив лица, будто сошедшие с полотен художников эпохи Ренессанса.

Танцовщики на сцене не одни. Вместе с ними на сцене и тенор Топи Лехтипуу, растворившийся в этой массе танца. А танец, укутанный в струящуюся музыку Монтеверди, следует за мелодией, отрывисто перебирая корпусами танцовщиков. Но танцуют не только люди: их тени, отбрасываемые на полупрозрачные полосы занавеса, отделяющего оркестр от танцовщиков, вторят своим хозяевам. Помимо теней есть ещё один неземной участник: голографическое изображение сопрано Нурии Риал, периодически влетающее сквозь танец, кажется подобным ангелу. Особенно когда оно отражается в полупрозрачных полотнах, струящихся над сценой.

Постановка о красоте, которую видишь и слышишь, и о любви, которую чувствуешь. И пусть больше не придётся видеть и чувствовать их через призму прожектора.

Текст Юлия Фокина


COMMENTS ARE OFF THIS POST