READING

Барочные куклы: опера «Китаянки» театра «Трикстер»...

Барочные куклы: опера «Китаянки» театра «Трикстер»

Музыку Кристофа Виллибальда Глюка любили и часто слушали при дворе Екатерины II, а потому вполне логичным выглядит то, что одна из его опер – «Китаянки» – была представлена зрителям в рамках выставки «Театрократия. Екатерина II и опера» в музее-заповеднике «Царицыно». Оба мероприятия – часть программы этого года фестиваля-школы современного искусства «Территория», на которые можно и нужно успеть до 9 января 2022 года.

Театр «Трикстер», любящий экспериментировать с формой, совместно с музеем-заповедником «Царицыно» представил камерную оперу в исключительно камерном представлении – в виде кукольной оперы, где люди – лишь кукловоды, выполняющие второстепенную молчаливую роль, главные действующие лица – «бездушные» куклы, а голоса вырываются из недр их тел, напечатанных на 3D принтере (эта технология впервые используется в кукольном театре в России). Музыкальным руководителем постановки выступил Пётр Айду (пианист, композитор, преподаватель Московской консерватории), который уже ставил эту оперу для МАМТ в 2014 году.

Глюк написал своих «Китаянок» в 1754 году на либретто Пьетро Метастазио. Но история трёх скучающих девушек и юноши не теряет актуальности. Скорее наоборот. Она перенесена даже не в современные реалии, а в возможные реалии будущего.

Что мы видим? Государство далёкого будущего, созданное объединившимися мировыми правителями, в котором царит мир и покой. В этом мире нет ни страстей, ни обид, ни размолвок, позабыты все конфликты. А когда вокруг ни войн, ни тревог, то только и остаётся, что окунаться в виртуальный мир, ведь только он может подарить чувства и напомнить об истинных эмоциях, страстях и треволнениях. Девушки, чтобы развлечься, выбирают не театральную роль, как в историческом либретто, а игровое компьютерное обличие. И каждая поочерёдно завлекает юношу в свою виртуальную реальность.

На контрасте с малоподвижными и неживыми куклами предстаёт сцена из виртуального мира в виде театра теней, рисующая встречу мужчины и женщины. Тени явно богаты и эмоциями, и страстями: контуры обнажённого женского тела выглядят волнительно, мужчина покорен и готов на подвиги, но итог плачевен – она проткнула его шпилькой и была такова.

Барочная музыка и современный театр, смешиваясь друг с другом и обоюдно насыщая друг друга, рождают очень гармоничное сочетание. Ведь возродившийся в последние годы интерес к исторической музыке делает её сейчас остроактуальной. А эта постановка, вмещающая в себя и близкую детям атрибутику, и смыслы, понятные взрослым, делает её вполне семейнопригодной. Лишь только заточение голосов в тело кукол иногда их сковывает и с неохотой отпускает на свободу. Но это обстоятельство периодично, а потому не мешает насладиться ни музыкой, ни задумкой.

Билеты

Текст Юлия Фокина