READING

Музыкальный ноябрь, или продолжаем фестивалить...

Музыкальный ноябрь, или продолжаем фестивалить

В ноябре нас ждёт сразу несколько фестивалей. DanceInversion, NET и Чеховский фестиваль – кто продолжает, а кто начинает свою программу. А ещё последний месяц осени – месяц премьер. Нас ожидают три оперные премьеры в МАМТ и одна – в Большом театре, а театр Новая Опера представляет премьеру ежегодного проекта Dance резиденция, посвящённого современному танцу.

Дон Жуан / Большой театр

03-07 ноября

Опера, премьера

«Дон Жуан» Моцарта, который появлялся на сцене Большого театра многократно, вновь возвращается на его подмостки. На этот раз оперу представят дирижер-постановщик Туган Сохиев, режиссер-постановщик Семен Спивак и сценограф Семен Пастух. В их спектакле герои легендарной истории предстанут сообществом, в котором царит культ гедонизма и безудержной жажды наслаждений. Действие оперы по стилистике сродни итальянскому кино эпохи неореализма с его иронией, трогательной наивностью и одновременно трагической глубиной.

Билеты

16+

 

Полифем / Концертный зал им. П.И. Чайковского

фото meloman.ru

09 ноября

Опера в концертном исполнении

Никола Порпора и его опера «Полифем» соберёт в этот вечер блестящий состав исполнителей. На сцену Концертного зала им. П.И. Чайковского выйдут оркестр Armonia Atenea под управлением Маркеллоса Хриссикоса, Юлия Лежнева (сопрано), Макс Эмануэль Ценчич (контратенор), Юрий Миненко (контратенор), Павел Кудинов (бас), Соня Рунье (меццо-сопрано), Диляра Идрисова (сопрано) и ансамбль Questa Musica.

Билеты

12+

 

Ловцы снов. Хазарский словарь, Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова / Геликон-опера

фото chekhovfest.ru

09-11 ноября

Современный танец

Начатую ещё в сентябре осеннюю программу Чеховского фестиваля продолжает национальный театр Белграда спектаклем «Ловцы снов. Хазарский словарь» – переложением на язык танца культового романа Милорада Павича «Хазарский словарь» (одного из самых необычных литературных произведений). Это история полумистического хазарского племени, которую режиссёр Ливия Пандур и хореограф Рональд Савкович перевели на язык движений. Одновременно это и дань памяти и уважения знаменитому словенскому режиссеру Томашу Пандуру, создавшему в 2002 выдающуюся сценическую версию «Хазарского словаря».

«Ловцы снов – хазарские священнослужители, покровителем которых была принцесса Атех, умели читать чужие сны, жить в них как в собственном доме и, проносясь сквозь них, отлавливать ту добычу, которая им заказана, – человека, вещь или животное… “Во сне мы чувствуем себя как рыба в воде. Время от времени мы выныриваем из сна, окидываем взглядом собравшихся на берегу и опять погружаемся, торопливо и жадно, потому что нам хорошо только на глубине. Во время этих коротких появлений на поверхности мы замечаем на суше странное создание, более вялое, чем мы, привыкшее к другому, чем у нас, способу дыхания и связанное с сушей всей своей тяжестью, но при этом лишенное сласти, в которой мы живем как в собственном теле. … Это создание там, наверху, тоже мы, но это мы спустя миллион лет, и между нами и ним лежат не только годы, но и страшная катастрофа, которая обрушилась на того, наверху, после того как он отделил тело от сласти…”»

Милорад Павич, «Хазарский словарь»

Билеты

12+

 

Игра / OperaHD, TheatreHD

фото moscow.theatrehd.com

9, 13 ноября

Современный танец, трансляция

Шведский хореограф Александр Экман известен своими смелыми произведениями. Хореографический язык Экмана состоит одновременно из классических и современных составляющих в сочетании с юмором и яркой театральностью.
Постановка Play («Игра»), созданная для Парижской оперы в 2017 году, – это размышление на тему игры и её роли в жизни человека. Артисты спускаются на тросах в зрительный зал и взлетают в воздух, играют друг с другом и с публикой, резвятся, демонстрируя основную мысль хореографа – только сохранив детство в душе, человек может быть счастлив.

Билеты

16+

 

Траектория музыки Horror Vacui, фестиваль NET (Новый европейский театр) / Клуб MUTABOR

10 ноября, 20:30

Аудиовизуальный концерт

В рамках концерта российскими солистами – Сергеем Полтавским, Дмитрием Власиком, Юлией Мигуновой – будет исполнено пять электроакустических композиций двух немецких и двух российских композиторов. Берлинский видеохудожник Lillevan исполнит свои новые композиции на музыку Дмитрия Курляднского и Армана Гущяна. Частью программы станут лайв-видео в работах немецких композиторов Михаэля Байля и Александра Шуберта и произведения художника Veit-Lup.

Программа:

Дмитрий Курляндский — «unsolvable acoustic cases» для альта и лайв-электроники с видео-артом Лиллевана (2021/2021), мировая премьера

Арман Гущян — [V] для виолончели и лайв-электроники с видео-артом Лиллевана (2012/2021), мировая премьера

Михаэль Байль — «along» для гитары, лайв-видео и звуковой дорожки (2011)
Александр Шуберт — «Weapon of Choice» для альта, сенсора, лайв-электроники и лайв-видео (2009), российская премьера

Михаэль Байль — «Batterie» для ударной установки, звуковой и видео дорожки (2003), российская премьера

Билеты

18+

 

Риголетто / МАМТ

12-14 ноября

Опера, премьера

Одну из самых популярных опер Верди ставит Владимир Панков – художественный руководитель Центра драматурги и режиссуры, основатель театра SounDrama. Режиссер, известный своими неожиданными опытами синтеза музыкального и драматического искусства, впервые обращается к жанру оперы. Он работает со своими постоянными соавторами – художником Максимом Обрезковым, хореографом Екатериной Кисловой, видеохудожником Кириллом Плешкевичем, художником по свету Анной Коротковой.

Это вторая постановка «Риголетто» в истории МАМТ. Предыдущая премьера состоялась в далёком 1939 году, в работе над ней принимали участие Станиславский и Мейерхольд.

Билеты в небольших количествах периодически появляются на сайте

12+

 

Барокко-гала, ансамбль Questa musica, дирижёр – Филипп Чижевский / Большой зал Консерватории

13 ноября

Концерт

Дирижёр Филипп Чижевский и ансамбль «Questa musica», мастера в исполнении исторической музыки, исполнят в этот вечер на сцене Большого зала Консерватории музыку Доуленда, Перселла и Гайдна.

Билеты

6+

 

Чайковский-марафон, Московский государственный симфонический оркестр, дирижёр – Дмитрий Матвиенко, Константин Емельянов (фортепиано), Юрий Фаворин (фортепиано), фестиваль Ars Longa / Зал Зарядье

фото zaryadyehall.com

14 ноября, 14:00

Концерт

Музыку Чайковского исполнят молодые и талантливые пианисты Константин Емельянов и Дмитрий Матвиенко в сопровождении Московского государственного симфонического оркестра.

Программа:

Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор, op. 23

Концерт для фортепиано с оркестром №3 ми-бемоль мажор, op. 75 (posth)

Билеты

6+

 

Лебединое озеро, Международный фестиваль современного танца DanceInversion / Большой театр

фото danceinversion.ru

16-17 ноября

Современный танец

«Лебединое озеро» Анжелена Прельжокажа – одно из самых ожидаемых событий Международного фестиваля современного танца DanceInversion этого года. Сочетая шедевр Чайковского с современными аранжировками, Прельжокаж создал новое прочтение мифа о лебеде.

«Я оставил оригинальную историю любви и мрачную сказку о девушке, превращенной в лебедя. Наиболее важные изменение, которые я внес, касаются родителей героев. В большинстве версий «Лебединого озера» это довольно бесцветные персонажи. Их роли банальны, у них мало танцевальных партий. В моей версии они выходят на передний план: много танцуют, оказывают большое влияние на судьбу главных героев. Отец Зигфрида – злоупотребляющий властью тиран. Мать склонна к чрезмерной опеке и немного напоминает персонажей Пруста. Забавно вспомнить, что «В поисках утраченного времени» как раз рассказывает нам историю Свана – Лебедя и его возлюбленной Одетты! Думаю, Пруст любил «Лебединое озеро». Я также сохранил Ротбарта, сделав его максимально неоднозначным. Он и злой гений, использующий колдовство, когда ему это нужно, и в то же время обычный человек. В спектакле он воплощает нечистых на руку дельцов и промышленников, которые наносят вред нашему обществу. Отец Зигфрида занимается тем же, но он не колдун. И, похоже, между этими двумя персонажами разворачивается своя игра»

Анжелен Прельжокаж

Билеты

12+

 

Лена Белкина (меццо-сопрано), Эдгардо Роча (тенор), ансамбль Questa Musica, дирижёр – Филипп Чижевский / Зал Зарядье

фото zaryadyehall.com

20 ноября, 18:00

Концерт

В 2012 году меццо-сопрано Лена Белкина и тенор Эдгардо Роча исполнили главные роли в фильме-опере «Золушка» с музыкой Россини. Это был новый проект знаменитого итальянского продюсера Андреа Андермана. Трансляция прошла с небывалым успехом, а почти неизвестные в то время солисты, поразив публику блеском колоратур, привлекли международное внимание. 20 ноября они снова выступят вместе, в программе – арии в стиле бельканто, в том числе – фрагменты «Золушки» Россини.

Программа: арии из опер Беллини, Доницетти, Россини.

Билеты

6+

 

Аленький цветочек / Кремлёвский дворец

фото kremlinpalace.org

21 ноября

Балет

Один из немногих детских балетов в недетской балетной труппе Москвы – это «Аленький цветочек» Кремлёвского балета. Зрителей ждёт яркая постановка с часто меняющимися декорациями, насыщенная танцем, как дуэтным, так и массовым. Сюжет пересказываться нет смысла. Как будто любимый советский мультик перерисовали новыми красками.

Билеты

 

Элина Гаранча и Хибла Герзмава. Оперный гала / Большой зал Консерватории

24 ноября

Оперный гала-концерт

Две оперные дивы на одной сцене – Элина Гаранча и Хибла Герзмава. Представлять их, пожалуй, не нужно, как и пропускать этот концерт. В один вечер дважды – в 19:00 и в 21:30.

Билеты

 

Весна священная. Свадебка, театр «Провинциальные танцы», Dance резиденция / Новая Опера

фото provincialdances.ru

24-25 ноября

Современный танец

Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова и фонд Mart представляет новый ежегодный проект – Dance резиденция. На сцене театра с 24 ноября по 5 декабря 2021 года Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» под руководством Татьяны Багановой покажет свои важнейшие спектакли.

Первая Dance резиденция в Новой Опере откроется возрождением знаковой постановки Татьяны Багановой – «Весны священной» И.Ф. Стравинского. Премьера состоялась в 2013 году в Большом театре России на фестивале «Век «Весны священной» – век модернизма». Баганова представила принципиально новый взгляд на это произведение, «концептуальный балет-инсталляцию». Спектакль стал лауреатом премии «Золотая Маска» в 2014 году в номинациях «Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшая работа художника».

Художник-постановщик спектакля в Большом театре и его реновации в Новой Опере – Александр Шишкин, известный петербургский художник и сценограф, неоднократный лауреат премии «Золотая Маска». В этом году вместе с Татьяной Багановой над партитурой Стравинского будет работать главный дирижер – музыкальный руководитель театра Новая Опера Валентин Урюпин.

В паре с «Весной священной» «Провинциальные танцы» представят еще одно произведение И.Ф. Стравинского – «Свадебку». Этот спектакль в постановке Татьяны Багановой был создан в 1999 году, в 2000 он получил «Золотую Маску» и был назван «первым культовым спектаклем в новом российском танце».

В основе сюжета — древний обряд, суть которого в том, что жених собственноручно обрезает кинжалом косу, символ женской красоты. Зритель наблюдает процесс знакомства, сватовства, подготовки к священному ритуалу и обрезание косы. В 2019 году спектакль был возвращен в репертуар труппы в новой версии: с обновленной хореографией, сценографией и костюмами.

Билеты

18+

 

Травиата / Большой театр

фото Дамира Юсупова

24-28 ноября

Опера

Легендарное оперное прочтение романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» в этом блоке становится ещё более легендарным: 25 и 28 ноября на сцену в партии Жоржа Жермона выйдет Пласидо Доминго.

Билеты

16+

 

Приключения сапожника Петра, театр «Провинциальные танцы», Dance резиденция / Новая Опера

фото Глеба Махнева

27-28 ноября

Современный танец

«Приключения сапожника Петра» – спектакль-моралите для всей семьи. Это своего рода сериал, где главный персонаж – апостол Пётр, спустившийся на землю в образе сапожника. Отправной точкой стал мультсериал «Сказки-потешки», основанный на народных сказаниях, приметах и пословицах. Авторы этой постановки – танцовщики театра. Каждый из них в период изоляции создал свой мини-спектакль на заданную тему. В результате возник целостный спектакль, состоящий из отдельных эпизодов. Татьяна Баганова, хореограф и художественный руководитель компании, выступила куратором проекта и автором либретто.

Билеты

12+

 

Сильфида / МАМТ

фото stanmus.ru

27-28 ноября

Балет, возобновление

Существует две версии балета «Сильфида». Первая была создана во Франции Филиппом Тальони специально для своей дочери Марии Тальони в 1832 году. Четыре года спустя «Сильфида» была поставлена в Датском Королевском балете в версии Августа Бурнонвиля.

В этом сезоне «Сильфида» возвращается в репертуар МАМТ именно во французской версии, возрожденной хореографом и знатоком старинной хореографии Пьером Лакоттом. Он реконструировал спектакль Тальони по архивным записям и представил публике в 1972 году в Парижском театре Гранд Опера, где некогда состоялась премьера балета Тальони. В России эта версия балета идет только на сцене МАМТ.

Билеты

6+

 

Вечер одноактных опер «Н.Ф.Б.» и «Кроткая» / МАМТ

27-28 ноября

Опера, премьера

Оперы «Н.Ф.Б» и «Кроткая» по мотивам произведений Федора Михайловича Достоевского приурочены к 200-летней годовщине со дня рождения писателя. В оперный диптих вошли сочинения двух современных российских композиторов разных поколений.

«Н. Ф. Б.» – камерная опера Владимира Кобекина, либретто написано Алексеем Париным по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Мировая премьера состоялась в 1995 году на фестивале «Сакро-Aрт» в Локкуме, Германия. В России опера ставится впервые. В произведении всего три героя: князь Мышкин, Рогожин и Настасья Филипповна (ее инициалы дали название опере). Действие сконцентрировано вокруг их сложных взаимоотношений.

«Кроткая» – камерная опера Алексея Курбатова. Либретто написала Людмила Налётова, которая и стала инициатором создания произведения. В МАМТ состоится мировая премьера оперы.

«Две современные камерные оперы по произведениям Ф.М. Достоевского. Две истории. Две судьбы молодых, совершенно непохожих друг на друга женщин, закончившиеся трагически. Одну, небезызвестную Настасью Филипповну из романа «Идиот», убивает любовник. Другая, Кроткая из одноименного рассказа, сама сводит счеты с жизнью. Почему это случилось? Кто виноват в их гибели? Как всегда, у Достоевского бытовые истории имеют сложную философско-религиозную подоплеку и призывают к размышлению. Чем отличается гордость от гордыни? Что такое любовь? Где грань между раскаянием и самоуничижением? Насколько верно суждение о том, что благими намерениями выстлана дорога в ад? Об этом и не только об этом мы хотим подумать вместе со зрителем»

Людмила Налётова

Билеты

16+

 

Красное и чёрное / OperaHD, TheatreHD

фото operahd.ru

27, 28, 30 ноября

Балет, трансляция

Самая свежая премьера Парижской оперы – последний, как анонсируется, балет Пьера Лакотта «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля на музыку Жюля Массне. В этой постановке Пьер Лакотт выступил не только в качестве хореографа, но и в качестве автора декораций и костюмов.

Билеты

16+

 

Возвращаясь к Монтеверди, Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова / Геликон-опера

фото chekhovfest.ru

30 ноября, 1 декабря

Современный танец

«Возвращаясь к Монтеверди» – спектакль танцовщика и хореографа Теро Сааринена на музыку Клаудио Монтеверди. Современники Монтеверди употребляли термин “seconda practica” (вторая практика), чтобы обозначить отличие стиля композитора от стиля его предшественников, известного как “prima practica” (первая практика). Теро Сааринен называет свой спектакль «третьей практикой». По словам самого хореографа, он создал пространство для виртуозной свободы: место, где собственные навыки и врожденный талант танцовщиков-виртуозов подталкивают к рискованным решениям, открывая в этой выразительной идиоме нечто новое и непредвиденное.

В творчестве Теро Сааринена заметно влияние классического балета, японского буто и современного западного танца. При этом ему удалось создать уникальный авторский стиль, сочетающий изящество и гротеск. Его работы часто называют совершенными произведениями искусства.

Билеты

12+

Текст Юлия Фокина