READING

«Вертинский»: история Артиста за пределами жизни и...

«Вертинский»: история Артиста за пределами жизни и эпохи

На Международном театральном фестивале моноспектаклей Solo Пермский академического Театр-Театр представил своего “Вертинского”, который за пока еще короткую сценическую жизнь (премьера спектакля состоялась 28 ноября 2020 года) был сыгран на разных сценах нашей страны, и вот, наконец, к радости столичного зрителя, прибыл в Москву.

Лирическая история, наполненная иронией и скорбью, феерией и некоторым кокетством, радостными событиями и горькими воспоминаниями, она рассказана во многих лицах всего одним человеком, сопровождаемая легендарными песнями Александра Вертинского – в исполнении ведущего актера Театра Альберта Макарова под аккомпанемент Александра Колесникова. За основу спектакля взята пьеса Михаила Бартенева (драматург давно сотрудничает с Театром, буквально накануне показа “Вертинского” в Москве – в Перми прошла премьера мюзикла “Три товарища” по его либретто, давно и с успехом в Театре идут золотомасочные “Алые паруса” и “Восемь женщин”), в которой собраны отрывки из писем, очерки воспоминаний Вертинского и посвящение последнему, предсмертному концерту Александра Николаевича в ленинградском доме престарелых артистов имени Савиной 21 мая 1957 года, через несколько часов после окончания которого он умер в гостинице «Астория».

Не преследуя цели скопировать стиль исполнения, манеру держаться на сцене перед публикой, а уж тем более – воспроизвести в точности голос Вертинского, воссоздать его идентичного близнеца во плоти, Альберт Макаров как бы ненароком, но очень точно передает образ великого шансонье и рассказывает зрителям намного больше, чем историю его жизни. На сцене – усилиями всего одного актера, музыки и бессмертных текстов – очерки о стране и мире, – через призму судьбы творческой личности: переезд в Москву, провальное поступление в Московский художественный театр (в который его не взяли, потому что не выговаривал букву “р”), увлечение кокаином, заработки поэзией и выступлениями в драматических сообществах, знакомство с Маяковским, поездка на фронт и работа санитаром (война, по признанию Вертинского, помогла ему справиться с пагубным пристрастием и забросить эту модную привычку навсегда), возвращение в Москву, знакомство с Верой Холодной и посвящение стихов ей, дебют на эстраде, эмиграция в Константинополь, жизнь в в разных городах Европы, переезд в Америку, путешествия, знакомства с мировыми знаменитостями, слава, известность, достаток, роскошь, жизнь в Шанхае, женитьба, рождение дочерей, возвращение в СССР, бесконечные гастроли по уголкам огромной родины и многое другое…

Рассказывая о работе над спектаклем, режиссер “Вертинского”, художественный руководитель Театр-Театр Борис Мильграм отметил, что идея спектакля, посвященного личности и творчеству Александра Николаевича, возникла достаточно давно, но к созданию постановки приступили только в 2020 году. Из-за пандемии и локдауна, репетиции проводили дистанционно, по Zoom, что вносило свои нюансы в процесс. Кроме того, по словам пианиста Александр Колесников, при работе над спектаклем, не удалось найти практически никаких сведений об аккомпаниаторах, работавших с Вертинским. Кем они были, чем занимались и как жили? Таким образом, работа над “Вертинским” была и для актера, и для пианиста, в своем роде, творческим экспериментом, поиском, упорядоченной импровизацией. И несмотря на все сложности, премьера состоялась, и спектакль имеет успех у зрителей, являясь сегодня одной из жемчужин Театра.

Александр Вертинский – фигура поистине эпохальная, яркая, легендарная, его талант живет вне времени и географических границ. И тем удивительнее, что до прошлого года ему не был посвящен ни один спектакль на отечественной сцене. Книги, передачи, выступления, фильмы, циклы программ – всё это было в достатке, – и ни одной постановки в театре!

Столь же парадоксальной была его прижизненная слава в Советском союзе. Кумир, чьи пластинки практически не издавались, известнейший шансонье, поэт, композитор, чьи песни были под негласным запретом, лауреат Сталинской премии (за роль в фильме Михаила Калатозова “Заговор обреченных” в 1951 году), чье творчество и выступления подвергались цензуре, непрофессиональный певец, посетивший добрую половину мира с гастролями. В его песнях было так много загадочного, красивого, утонченного: манящие дальние берега, экзотические страны, запретные (для советского человека) развлечения и буржуазная роскошь, страсть, пылкие признания, словесные остроты, погружение во внутренний хрупкий мир, ритмы танго – так много не понятного, не известного среднестатистическому строителю коммунизма вещей и материй, – и тем не менее, им восхищались миллионы. Вертинский и сам понимал особую роль своего дара, творчества, свою “нездешность”: “Я существую на правах публичного дома: все ходят, но в обществе говорить об этом неприлично”.

Полтора часа сценической жизни насыщены воспоминаниями, филигранными перевоплощениями (перед зрителями предстает и сам Александр Николаевич в разные годы, и герои его песен в изысканных и причудливых туалетах), искрометными интермедиями артиста Альберта Макарова, прекрасными пронзительными песнями Вертинского, которые и сегодня, век спустя, не теряют своего необъяснимого магнетизма и попадают в самое сердце: от громкого удалого гимна “В степи молдаванской” – до щемящей грустью сердце “Бал Господень”, от пылкого “Танго “Магнолия” до горького “Я сегодня смеюсь над собой”, от кокетливой и радостной “Минуточки” – до скорбной “Ваши пальцы пахнут ладаном”. И вся эта жизнь – на пространстве сцены, которая составляет одно целое с гримеркой: здесь, на пятачке между микрофоном и туалетным столиком, между зеркалами и театральными подмостками – на глазах у публики Артист (Вертинский ли? Макаров?) примеряет на себя очередной образ, параллельно беседуя со зрителями или адресатами своих писем, – и так до последнего концерта в своей жизни…

Популярность Вертинского, его наследие – пережили самого маэстро, его эпоху, его талант вышел за рамки продолжительности его собственной жизни. Наверное, так бывает с истинными кумирами, с настоящими легендами.

Текст Алена Азаренко