READING

Территория «Мнемозины»: Жозеф Надж и его резервы п...

Территория «Мнемозины»: Жозеф Надж и его резервы памяти

Традиционно разнообразная программа фестиваля «Территория» не ограничивается знакомством зрителей с современным и нетрадиционным театром. Фестиваль шлифует и демонстрирует российской публике все грани остроактуального искусства, не оставляя без внимания и выставки. И выставки, конечно, тоже современные и нетрадиционные.

Один из выставочных проектов, представленных в этом году на фестивале «Территория» –перформативный фотопроект «Мнемозина» Жозефа Наджа – французского танцовщика, хореографа, фотографа, художника, или, что проще и ёмче, творца, как он сам и считает правильным себя называть. И главное здесь не потерять эпитет «перформативный», потому что ни сама выставка без встроенного в неё перформанса, ни сам перформанс, оторванный от фотовыставки, полноценно существовать не могут. Весь проект – результат работы одного человека. Надж кропотливо собирал своим фотообъективом замершие мгновения и сам же создавал мгновения в движении, которые теперь сам и показывает. В белую коробку Образовательного центра ММОМА с развешенными по стенам чёрно-белыми фотографиями встроена чёрная коробка размером поменьше, в которой Жозеф Надж и встречается со зрителями.

Mnémosyne © Josef Nadj

Если начать с выставки, – а прийти и в ожидании перформанса не познакомиться сначала с фотоработами, чтобы потом к ним ещё раз вернуться, просто невозможно, – то сразу бросается в глаза и главный герой почти всех работ (чучело лягушки), и абсолютная статичность фотографий. Даже те, что отображают запечатлённое движение или живое существо, очень чётко фиксируют именно это мгновение без веры и надежды, что оно может измениться через секунду.

И вот чёрный короб, где зрителей встречает ритмичный стук и перезвон и лаконичная обстановка: стул, подставка с фигуркой животного, больше абстрактного, чем конкретного. Сам Нажд тоже лаконичен и своим строгим костюмом, и забинтованным лицом, что не даёт эмоциям выбраться на свободу, и точечными движениями, позволяющими и двигаться, и практически не перемещаться в заданном пространстве. Движения робки и показательно неумелы.

Mnémosyne © Blandine Soulage

А вот в его руках уже знакомый всем герой – лягушка, представшая уже даже не чучелом, а прозрачным, толщиною в лист бумаги, воспоминанием о былом. Но есть и другой герой – копия самого Жозефа Наджа – манекен, ещё более недвижимый и неспособный, спрятавший от зрителя не только своё лицо, но и ладони. Он – двойник и некий символ двойственного существования, как и фотография, которая не просто фиксирует, а делает копию мгновения. Эта общая линия перформанса и выставки продолжится и дальше: совместный танец, оставление недвижимого движимым в одиночестве на стуле, вновь появление и даже угасающее в конце перформанса движение маятника, запущенного Наджем на прощание, – всё это как смена поз между щелчками фотокамеры, крадущей у пространства статичность и фиксирующей её на века.

Надж, объединяя тему двойника с исследованием собственной памяти и утопая в своих воспоминаниях, даёт зрителям почву для личных ассоциаций, а ещё наглядно показывает и доказывает, что любое движение – танец.

Текст Юлия Фокина