READING

«Это все она» в Сатириконе: «не доводи до предела,...

«Это все она» в Сатириконе: «не доводи до предела, до предела не доводи…»

10 октября 2021 года театр «Сатирикон» представил спектакль «Это все она» по популярной пьесе современного белорусского и российского драматурга Андрея Иванова о том, как вопросы взаимоотношения поколений до предела обострились в эпоху социальных сетей.

 Первое, что замечает зритель, попадая в пространство зала Театрального центра «На Страстном», а именно здесь играют спектакль – это стена, которая не просто делит пространство между комнатами, она отделяет друг от друга мать и сына. Между ними не просто стена, между ними пропасть, к которой они подошли вместе со смертью мужа (отца), непрожитыми до конца эмоциями, отсутствием понимания, как жить дальше.

На сцене мать (Марина Дровосекова) и сын Костя (Павел Курандин), они – в своих комнатах, они – в своем мире. В мире, где их нет друг для друга. И без лишних слов зритель погружается в эмоции этих людей. Вспышка экрана за их спинами, видеосюжет и монолог. Монологи матери и сына об одной и той же ситуации. Надрывный и обиженный у обоих. Она думает, что сын издевается, а он страдает и не может выразить чувства. Не справляется, но это выглядит как бунт и протест. Оба ведут себя жестоко: она может ударить, он – смеяться в лицо и «бить» словами.

Но материнские чувства и переживания нельзя просто стереть. Поговорить по душам уже не получается, а узнать, чем живет твой ребенок очень хочется. И она придумывает «грамотный» с ее точки зрения педагогический ход. Создает страничку в ВКонтакте для несуществующей девушки Тоффи, придумывает легенду о светобоязни, изучает подростковый сленг и «стучится» в друзья к Тауэрскому ворону (ник Кости в ВКонтакте). Костя не может не ответить: девушка-гот с аллергией на ультрафиолет, гуляет ночами по кладбищам и заброшенным заводам – это таинственно и интригующе. И их захватывает вихрь интернет-общения, где царит полное взаимопонимание.

Тауэрский Ворон и Тоффи, не существующие в действительности, но играющие огромную роль, в спектакле обретают плоть. Их играют Арсен Ханджян и Антонина Рыбаловлева. Молодые, свободные, яркие и независимые. Они находятся на одной сцене с главными героями. Иногда они как эхо повторяют слова матери и сына, которые они печатают на своих компьютерах, но чем дальше, тем более независимыми персонажами они становятся, и зритель начинает верить, что они действительно существуют.

Андрей Иванов, автор пьесы отметил после премьеры: «Для меня самая сильная и самая страшная сцена в спектакле – когда коммуникация всех героев разваливается, разрушаются границы между ними, диалог разбивается на всех четверых персонажей и уже непонятно, кто к кому обращается. Все миры перемешиваются, но именно здесь возникает самая сильная точка одиночества.»

Как часто родители жалуются, что их дети пропадают в социальных сетях! Но в случае с главными героями спектакля, там утонули оба: и мать, и сын. Чем больше они переписываются, тем больше Костя раскрывает душу перед вымышленной Тоффи. Для него она становится всем, он растворяется в этом общении. Делится всеми эмоциями и переживаниями, пишет стихи, просит встречи, признается в любви… В этот момент пора остановить опасную игру, но мать не видит этого или не хочет видеть, ей нравится глубина общения с сыном на страничке в интернете, ведь в жизни ничего не меняется, их по-прежнему разделяет стена. Как долго можно лгать? Нелепая случайность и сын все узнает. Можно ли осознать глубину произошедшего? Смертельна ли нанесенная рана? Ответ только один: «Да!»

Глубокая, эмоционально тяжелая, актуальная и необходимая сейчас постановка. Мы слишком подсели на гаджеты, социальные сети, общение в интернете. Говоря мы, я имею в виду, не только подростков, но и самих родителей. Мы хотим быть в тренде, общаться на одном языке с детьми, но забываем, что можем делать это в реальной жизни. Иногда надо просто поговорить, глядя в глаза друг другу. Просто обнять и помолчать. Когда нельзя будет обнять, останется только молчать. Но сможешь ли ты молчать, а не реветь зверем, когда душа будет разорвана в клочья…

16+

Билеты

Текст Катерина Брушлинская