READING

Всё по-новому в Новой Опере: открытие 31-го сезона...

Всё по-новому в Новой Опере: открытие 31-го сезона

Сезон в Новой Опере начался необычно: не с репертуарного спектакля, а с новинки; не в один день, а два дня подряд.

В первый день открытия в концертном исполнении прозвучали две оперы: первый акт «Орлеанской девы» П.И. Чайковского и опера-оратория «Царь Эдип» И.Ф. Стравинского, воплотив в себе французскую тему в русской опере. Программу всего за месяц подготовил новый главный дирижёр и музыкальный руководитель театра Валентин Урюпин. На сборе труппе он отметил, что и «Царь Эдип», и «Орлеанская дева» будут повторены в мае-июне, чтобы дать возможность выступить всем солистам, ведь каждую партию готовы исполнить два, а некоторые – четыре исполнителя.

Чайковский посвятил свою «Орлеанскую деву» национальной героине Франции – Жанне (Иоанне) д’Арк, взяв за основу большую французскую оперу и создав по факту одно из своих самых величественных оперных творений. Масштабный первый акт с яркими хоровыми сценами и сильной арией Иоанны громко заявил не только об открытии нового сезона, но и начале новой эпохи для театра, обозначенной приходом нового руководства.

«Царь Эдип» Стравинского, сочетающий в себе оперу и ораторию, уверенно продолжил программу концерта, усиливая эмоциональный накал и выплеск энергии. В основу сюжета автором либретто Жаном Кокто была положена одноимённая трагедия Софокла. И хоть либретто было переведено на латынь, текст Рассказчика, сопровождающий оперу, остался французским. На концерте в качестве Рассказчика под мелкую и частую барабанную дробь, почти сливающуюся в единую линию, выступил Лоран Илер (художественный руководитель балетной труппы МАМТ).

«Мне всегда казалось, что для передачи возвышенного душевного состояния необходим особый язык, а не тот, на котором мы говорим каждый день. Вот почему я стал думать о языке, который больше всего подходил бы для задуманного мной произведения, и в конце концов остановился на латыни. Выбор этот представлял еще и то преимущество, что материал, с которым я имел дело, не был мертв, но окаменел, обрел известную монументальность и этим оградил себя от всего банального» // И.Ф. Стравинский

Следующий вечер стал одновременно и продолжением открытия сезона, и открытием цикла симфонических программ, которыми будет пронизан весь 31-й сезон театра (с сентября 2021 по июнь 2022). В частности, в этом сезоне прозвучат все симфонии Прокофьева, как посвящение 130-летию со дня рождения композитора. В поддержку симфонических концертов говорит и отличная акустика зала театра.

В концерте-открытии прозвучали сюита из балета «Стальной скок», Концерт №4 для фортепиано с оркестром и во втором отделении – Симфония №4.

Концерт №4 для фортепиано с оркестром, созданный Прокофьевым по заказу однорукого пианиста Пауля Витгенштейна (потерял правую руку во время Первой Мировой Войны), был исполнен оркестром театра Новая Опера и молодой виртуозной южнокорейской пианисткой Йол Юм Сон. В паре с дирижёром Валентином Урюпиным они смотрелись крайне гармонично: его элегантная манера ведения оркестра была удачно дополнена её изящной манерой игры. А кипучая и бурлящая Четвёртая симфония стала ярким завершением двухдневного открытия сезона.

«Очень круто! Спасибо!», выкрикнутое кем-то из зала во время небольшой паузы, хоть и было неуместным и несколько озадачившим дирижёра, но безусловно правдивым и хорошо отражающим настроение не одного, а обоих вечеров, посвящённых открытию сезона Новой Оперы.

Текст Юлия Фокина