READING

Театр в театре или новое прочтение романа Моэма на...

Театр в театре или новое прочтение романа Моэма на сцене “Современника”

Театр “Современник” в этом сезоне переживает поистине второе рождение. Новый худрук Виктор Рыжаков в год 65-летия театра на отремонтированной исторической сцене выдает премьеру за премьерой.

Весной 2021 года в непосредственный день рождения “Современника”, в честь открытия фестиваля “Черешневый лес” на знаменитой сцене на Чистых прудах с успехом прошла премьера. Владимир Панков поставил “Театр” по роману Сомерсета Моэма. В главной роли одна из самых ярких звезд “Современника” – Елена Яковлева, которая вернулась в “Современник” в 2018 году, но нынешняя премьера стала ее бенефисом и поистине триумфальным и долгожданным возвращением.

Владимир Панков – худрук камерного Центра драматургии и режиссуры на Соколе не первый раз сотрудничает с Яковлевой, в любви к которой не устает признаваться. Создатель направления SoundDrama в России и на большой сцене “Современника” не обходится без музыки. Вообще, постановка яркая и поражает размахом. Будто фильмы старого Голливуда, действие сопровождается музыкальными и танцевальными номерами, костюмы и грим выполнены с шиком и лоском, действие помещено внутрь театра и на сцене возведена вторая сцена. Порой зритель не может сразу понять, что именно он видит: непосредственно спектакль по роману Моэма или один из спектаклей внутри спектакля. Для Елены Яковлевой это настоящий бенефис, так как ее актерское дарование раскрывается со множества сторон. Она не только стареющая прима Джулия Ламберт, но и Аркадина в “Вишневом саду”, и Раневская в “Чайке”, и Настасья Филипповна в “Идиоте” и Мамаша Кураж. В каждой роли зритель наблюдает завороженно за многогранным талантом Яковлевой и за наигранной театральностью и избыточностью ее героини – Джулии Ламберт.

Пожалуй, лучшей постановки, чтобы отметить день рождения театра, придумать нельзя. На сцене рядом со старожилами “Современника”, корифеями сцены, бок-о-бок идут совсем молодые артисты-вчерашние студенты. Владимир Панков на глазах у публики готовит идеальный зрелищный спектакль – подарок зрителям и артистам по собственному уникальному рецепту. Отличная сценическая адаптация известного произведения с вкраплением множества известных сюжетных линий, драма и комедия, фарс и трагедия, опера и балет, молодость и зрелость, множество клише и отсутствие шаблонов. Все это вместе с живыми музыкантами и, собственно, музыкой, в качестве еще одного действующего персонажа, закручивается на глазах зрителей в завораживающее зрелище, от которого невозможно оторваться.

Спектакль довольно продолжительный (около 3х часов) и идет без антракта, но полотно повествование не хочется и, наверное, невозможно разделить, поэтому остается лишь восторженно наблюдать за волшебством театра, которое творится у тебя на глазах.

В финале этого спектакля-шествия на одном из многочисленных занавесов проецируются изображения великих создателей современника: Ефремов, Волчек, Евстигнеев, Табаков, Гафт… И знаменитое здание с колоннами на Чистых прудах всплывает в виде макета над действием.

Да, в этой постановке так много духа “Современника”, его традиций и в то же время новаторства, в ней даже само здание является участником действия и, кажется, на другой сцене постановка попросту невозможна. “Театр” обволакивает зрителя и бережно, но ярко и со вкусом окунает в театральную жизнь, становясь гимном театра и театральности как смысла и способа существования служителей Мельпомены.

Билеты

Текст Карина Чаплинская