В свой юбилейный год цыганский театр «Ромэн» выбрал для первой премьеры сезона концерт. Теперь в репертуаре театра есть «Дрома Ромэн», музыкальное представление об разнообразном искусстве цыганского народа, оставившем свой след во многих мировых культурах. В переводе это название означает «дороги цыган», и семьдесят минут мы вместе с артистами путешествуем по разным странам и временам.
Ты ожидаешь один узнаваемый стиль музыки, а получаешь целый веер стилей, нашедших свое отражение по всему миру. Здесь и танец живота, и знакомые ритмы фламенко, а традиционный венгерский чардаш сменяется молдавским попурри. А еще степ, звуки джаза и многое другое. «Дрома Ромэн» ясно показывает, что цыганское искусство, повлиявшее и порой сросшееся с другими направлениями, не застыло на месте и постоянно меняется. Почти каждый номер мы видим в современной аранжировке, а эффектная работа художника по свету добавляет красок к волнующему таинству.
На сцене полукругом расположены артисты: в центре за клавишами Николай Лекарев (его сын Николай Лекарев-младший выступил здесь режиссером и музыкальным руководителем спектакля). Наблюдать за ним одно удовольствие, он с таким задором и любовью руководит всем действием, а последняя песня Буба Мара в его исполнении становится прекрасным последним аккордом. Рядом с ним Артур Богданов, исходно за барабанами, но, как понимаешь потом, это человек-оркестр. Абсолютно магический, до мурашек, голос, пластика – его «Джилем», с которого начинается действие, задает тон всему последующему спектаклю. Это что-то совершенно дикое и необузданное, какая-то природная стихия.
Здесь порой очень хочется просто закрыть глаза и унестись на волнах музыки и голосов. Вся труппа хороша, но отдельно хочется выделить Мадину Дубаеву и ее «Эдерлези» (неофициальный гимн цыган), это голос оперного масштаба, и скрипку Бориса Тарасова. А Анжела Лекарева в «Мэ тут камам» дает такой рок и танец двух покрывал, ух!
Публика, надо отдать должное, приходит по большей части уже знающая, есть свои любимые исполнители. Это первый театр, в котором она так активно идет на контакт, поет во весь голос вместе с артистами на сцене, и порой ждешь, когда же начнется танцы в проходах. И знаете, спектакль от этого стал бы лишь еще ярче и динамичнее. Эта музыка просит выплеснуть ее в танце, но остается запертой в телах зрителей, неловко покачивающихся в креслах и танцующих одними руками.
При этом, кажется, «Дрома Ромэн» – это лучший выбор и для знакомства с этим театром. Он не такой красочный, как ты ожидаешь от традиционного цыганского театра (и видишь в других постановках), но его строгое немногоцветие даже оттеняет происходящее на сцене. Это совершенно иной, неожиданный взгляд на цыганское искусство.
Текст Ольга Шишорина
NO COMMENT