READING

«Между делом»: современные люди в современных обст...

«Между делом»: современные люди в современных обстоятельствах

Евгений Гришковец представил свою новую пьесу «Между делом» в театре Пушкина и сам же выступил режиссером постановки. Сам он говорит, что героев истории есть реальные прототипы и это почти документальная история. Главный герой, писатель Леонид Весневич, обычный человек, не герой в развевающемся плаще и не злодей. История начинается с его неудачного интервью с неопытной журналисткой: девочка глупо путается в отчествах, вопросах, а признанный писатель долго держится, но в конце все же взрывается. Но потом вся история словно меняет вектор: Весневич пытается совершить благородный поступок, спасти талант (даже не человека по сути), а окружающие недоумевают, зачем сдалось это успешному человеку и почему он вписывается за неродного человека. И каждый новый герой, к которому приходит Весневич, стесняясь или прямо задает в разных формулировках один и тот же простой вопрос «зачем ты вписываешься?», и, получив в ответ пространную историю про талант, задает ожидаемый следующий «так все-таки она тебе кто?»

За этой очень житейской историей бесконечно интересно следить: пьеса написана бойко, все повороты сюжета происходят вовремя, и каждая шутка попадает в цель. Но при этом история бесконечно саднит в душе: потому что хорошие дела просто так стали единорогом, их нет и в них не верят. Но всегда готовы помочь хорошему человеку, если у него есть брат-сват, за которого нужно вступиться.

У «Между делом» два состава исполнителей, и по итогу спектакля понимаешь, что хочется вернуться в зал снова и увидеть другую версию тоже, так заманчиво подобраны пары. Уверена, что у Александра Арсентьева и Алексея Аграновича совершенно разные Веселовичи, а работник прокуратуры по игривой фамилии Конь в исполнении Владимира Большова будет совершенно иным, чем у Владимира Майзингера. Составы миксуются от даты к дате, и каждый раз будет новый спектакль.

Здесь как обычно у Гришковца очень много места занимает юмор. Здесь он едкий, колкий, язвительный порой. Выписанные с любовью герои чередуются с теми, чьи прототипы уж точно не угодили автору. Но даже здесь получается не однотипная разбивка хороший борец за благое дело и бессердечная вторая сторона, а ситуация «оба хороши». Весневич, повторюсь, уж точно не образец добродетели и терпения, и использует против необращенных свое главное оружие, слово, и использует порой мелко.

Сценографию спектакля создал Николай Симонов, который умеет, используя минимум средств и одну основу, создавать целые пространства. Здесь отель органично становится генеральским кабинетом, легко превращается потом в баню, галерею, дом главного героя или же сизо. Хотя по факту на сцене меняется лишь минимум деталей. А еще внимательный зритель, если взглянет на сцену в полном объеме, заранее поймет финал пьесы. Он будто спрятан в этой декорации, хотя по факту все время на виду.

«Между делом» получился таким спектаклем-универсалом: кажется, его можно посоветовать любому зрителю и каждый найдет для себя что-то интересное. А еще это умный спектакль, его приятно смаковать в процессе и возвращаться уже после просмотра к деталям.

Билеты

Текст Ольга Шишорина