READING

Спектакль «Dreamers.Мечтатели» о любви как антипод...

Спектакль «Dreamers.Мечтатели» о любви как антиподе войны, насилия, дискриминации и других проблем социума

Историю самопознания и взросления троих студентов в Париже во время событий Красного мая 1968 года режиссер Макс Стрелер, художественный руководитель молодого театрального коллектива Strelertheatre, позаимствовал у сценариста Гилберта Адэра и кинорежиссера Бернардо Бертолуччи (фильм “The Dreamers”, 2003 год). Если в киноверсии герои практически не выходят из квартиры и в запой смотрят фильмы, то в спектакле, премьера которого состоялась 21 октября 2017 года, в стенах квартиры они играют в игру «Угадай спектакль». Основана она на репертуаре самого Strelerthearte и выглядит откровенным самопиаром.

Этот спектакль привлечет не только тех, кто сейчас в стадии сексуального поиска и/или самоопределения, но и тех, кто неравнодушен к современной социальной повестке. Здесь у вас будет возможность задуматься о проблемах домашнего насилия, дискриминации из-за сексуальной ориентации, иронии христианской церкви и месте искусства в жизни.

В постановке Стрелера нет одного главного героя, каждый из четырех персонажей равно важен: французские студенты Тео, Изабель и их мать, а также новый американский друг Мэтью. Брат и сестра не хотят становиться похожими на мать, но всё же живут за ее счет в a là старом буржуазном доме с вином и танцами. Они паталогически центрированы друг на друге и не интересуются не то, что проблемами в стране, но и другими людьми. Этот больной союз разрушает Мэтью, приехавший из Америки в Париж учиться писать. Американец очень быстро переезжает из студенческого общежития к Тео и Изе. Именно он, кажущийся сначала неуклюжим и слишком скромным для развращенных французов, переключает в них какой-то важный рычаг взросления. Он научит Изабель ходить на свидания без Тео, будет цитировать ей революционеров, будет упрекать Тео в том, что он пьет вино и пропускает важное на улицах города. И однажды утром они проснутся другими. Более ответственными и взрослыми. Теми, кто выйдет из зоны комфорта квартиры и пойдет на улицы города с лозунгами «Запрещать запрещается».

Мать – певица, разъезжающая по гастролям и возвращающаяся домой только, чтобы оставить детям новые чеки, сначала поет антивоенную дитриховскую “Sag mir wo die Blumen sind” в брючном костюме, а потом предстает перед зрителем сексуально раскрепощенной рок-звездой в кожанке и джинсовых шортах. Её невинно-порочный образ включает в себя также конфликт родителей-детей и тему одиночества. От нее в исполнении Эллоны Чернявской исходит колоссальный поток энергии, ее невозможно не слушать. Особенно проникновенен ее монолог о расе художников и зрителях. Последних она призывает: «Думайте, пожалуйста!» В данном случае можно говорить о мощной актерской игре, которая раскрывается в минимуме выходов и текста.

Сценография Александры Карпейкиной довольно лаконична и вместе с тем интересна. Немного белой мебели, которая быстро трансформируется в то, что нужно (стол в кровать и обратно, напольная вешалка на колесиках в телевизор, окно и лавку), белая ванна и два красных пятна – абажур и занавеска, из которой в конце выйдет идеальное знамя для демонстраций. Динамику постановке задает работа хореографа и актрисы Ирины Скрипкиной (Изабель). Именно музыкально-танцевальные вставки в по большей части статические сцены увлекают зрителя и не дают отключаться от происходящего.

Атмосфера волнений Красного мая воссоздается при помощи видео-хроники и огромных транспарантов с самими известными лозунгами того времени. Этого для меня оказалось мало, чтобы погрузиться в волнения и массовые забастовки Парижа 1968 года. В целом, тема социального кризиса в Париже конца 60-х годов прошлого века остается нераскрытой, ее затмевает личная история трех студентов. Тогда на улицы шли в первую очередь оставшиеся без общежития студенты, безработные, рабочие низшего звена, которым сократили зарплаты, а не беспечная, живущая на родительские деньги, молодежь. А топорно вставленные режиссером монологи о современных проблемах, пусть и очень важных и, несомненно, сильных актерски, вызывают у меня скорее скепсис. Я тоже считаю, что важно говорить о дискриминации геев (в спектакле речь идет о массовом убийстве в гей-клубе в Орладно 12 июня 2016 года) и домашних побоях женщин (на примере одной женщины с приведением статистических данных), но для этого можно использовать современную драматургию или вплетать такие вставки в канву спектакля так, чтобы зритель не заметил подлога. Самым сильным, на мой взгляд, является монолог Антона Волкова, он же играет Тео, о бесполых священниках, мессах и храмах с ящиками для пожертвований, которые нужны на новые танки, самолеты, взрывы, об институте церкви, генерирующем силы на то, чтобы резать коров, добывать нефть, запрещать аборты, ненавидеть евреев и так далее.

Если до сих пор вы были безразличны к общественным проблемам и не хотите меняться, вам лучше пропустить этот спектакль. Если же вы готовы к пересмотру своих установок, смело зовите с собой друзей и партнеров. Команда Strelertheatre играет «Мечтателей» 8 марта в Культурном центре ЗИЛ.

Билеты

Текст Ольга Булынина