READING

«Гробовщик. Пир во время чумы» – нестандартн...

«Гробовщик. Пир во время чумы» – нестандартное прочтение РАМТ

На Малой сцене РАМТ состоялась первая премьера 2020 года – зрителю показали третью часть цикла «Повести Белкина», приуроченного к 220-летию А.С. Пушкина. Павел Артемьев, режиссер спектакля, в своей работе пошел дальше предшественников и не просто поставил белкинскую повесть «Гробовщик», а соединил ее с одной из «Маленьких трагедий». История гробовщика Адриана Прохорова здесь встречается с «Пиром во время чумы». В программке заявлены еще несколько произведений, вкрапленных в действие, но их заметит лишь самый внимательный зритель.

Малая сцена в очередной раз меняет свои очертания (прошлые две части цикла также идут под крышей театра). Максимально незаполненное пространство: скамьи вдоль стен, небольшое пианино, похожий на монаха-схимника скрипач ждет начала и лишь в глубине блистает нечто из хрусталя – удивительная композиция из бокалов, ваз, рюмок и всяких других мелочей. Сцена условно поделена на две части: в зависимости от места в зале мы оказываемся либо ближе к Гробовщику в феноменальном исполнении Андрея Бажина, либо наблюдаем за зазеркальем – игрой плясок и теней во время чумы. Последних сложно назвать людьми, хотя это они и есть – те, кто потерял все и стал равнодушен к условностям и правилам человеческого мира.

Пир чумных полностью ирралистичен, нарочито криклив образами и экспрессией. Четверка героев клубком катается по сцене, поет грустные песни о своей доле, распивает вино и что только не делает. Особый колорит добавляют костюмы: совершенно не того ты ждешь от программного произведения на сцене Академического Молодежного театра. Но в том и шик: они свободны от условностей и позволяют абстрагироваться от канона.

В противовес им максимально классическая в интерпретации история Адриана Прохорова. Вся часть Гробовщика – монолог, состоящий из жалоб и их подробнейшего разъяснения, монолог, рассказанный в спешке, впопыхах. Настолько он наболел в душе Прохорова, что выливается на зрителя неконтролируемыми потоками, отвлекая героя от бытовых мелочей или, наоборот, помогая наконец на них сосредоточиться. При нас Прохоров собирается куда-то: выйдя к зрителю вначале в красном халате к концу своего повествования он будет уже полностью одет и готов ко встрече. Ко встрече же с кем?

Действие закручивает вихрем: мы словно смотрим кино, где молниеносно сменяются кадры. Щелк – Гробовщик, щелк – повествование красавицы Мэри, щелк – вот Адриан Прохоров уже снова повествует нам о нелегкой доле, щелк – уже исповедь Председателя в исполнении Ивана Забелина. Встретившись вместе два эти очень малых произведения тесно сплелись в танце, дополняя и наполняя друг друга новыми смыслами и глубиной.

Даже с учетом такой малой сцены зритель, а точнее его голова, находятся в постоянном напряжении и движении. Если действие идет справа, то это совершенно не означает, что слева не происходит тоже что-то важное. Всего пятьдесят пять минут, даже не час, но за это короткое время ты успеваешь увидеть и пережить много.

Этот спектакль очень разнится со своими собратьями по циклу, и, наверное, в отличие от «Станционного смотрителя» и тем более «Метели» его сложно рекомендовать школьникам. Не зря в афише стоит ограничение «16+»: здесь есть, о чем подумать взрослому, и многое, что еще не доступно ребенку.

«Гробовщик. Пир во время чумы» – сложная неожиданная вещь. Та самая новая форма в рамках репертуара театра, которую искали в декабре в рамках Лаборатории. И, кажется, ее нашли.

Билеты

Текст Ольга Шишорина