READING

Премьера спектакля «Посадить дерево» в Практике: к...

Премьера спектакля «Посадить дерево» в Практике: корни или ветки?

13 января состоялась премьера совместного проекта продюсера Леонида Робермана и Театра «Практика» «Посадить дерево» по одноименной пьесе-шутке Алексея Житковского. Режиссером и инструктором по правильной посадке деревьев выступила Марина Брусникина.

По словам драматурга, эта пьеса задумывалась как эксперимент, а в итоге затронула важную тему взаимоотношения поколений. Но это не просто очередная история о непонимании отцов и детей, а яркая, наглядная демонстрация силы и слабостей каждой из сторон. Язык же пьесы настолько легкий, до абсурда простой, что при хорошей актерской подаче получился очень смешной спектакль.

По сюжету отец приводит сына в поле, чтобы посадить дерево – исполнить одну из трех обязанностей настоящего мужика. Для отца эти обязанности прописные истины, его так научили. А сын, как человек другого поколения, подключает сперва свой аналитический ум, чтобы разобраться: а подходящее ли место, а как отец определил вид дерева, а только ли мужчины обязаны сажать деревья. Отец, будучи человеком формации СССР, темпераментно реагирует на любые слова сына, считает его никчемным неумехой, погрязшим в компьютерном мире. Но внезапно реальность вокруг оказывается совсем иной, чем они ожидали, и правота отца теряет равновесие…

фото А. Куров

Задумка драматурга узнать, способен ли человек сегодня добровольно, по собственной инициативе посадить дерево, достигла гиперболизированной формы под его же пером. А с легкой руки режиссера она перенеслась еще и в компьютерный, игровой мир будущего. И получился колоссальный разрыв миров, в котором дерево – совсем не дерево, а атрибут доисторического прошлого, который будущее поколение рассматривает как невиданный прежде объект. Очень тепло сделана сцена, где отец своему взрослому сыну рассказывает как маленькому ребенку строение саженца. Но будучи представителем эпохи мамонтов, земледельческого строя (а по сюжету СССР), отец живет по нормам и ценностям того времени, считает их единственно правильными и не способен перестроиться на новую реальность. При этом сын, будучи программистом, далеким от мира природы, оказывается гораздо понятнее и ближе сегодняшнему зрителю. Он мыслит здраво, прогрессивно, логично и, как самый молодой персонаж на сцене, приносит максимально неожиданное решение проблемы, будто из будущего. Однако, при том, что все в мире меняется, общечеловеческие нормы остаются прежними, только получают разное преломление. Так у отца с сыном получилось с понятием ответственности.

Одна из основных ценностей этой постановки – актерский состав. Отца и сына играют настоящие отец и сын Михаил и Николай Ефремовы. И что самое удивительное, сын отцу не проигрывает, и не только по сюжету. Работа заслуженного артиста традиционно оставляет приятное впечатление. Михаил очень хорош в роли простого советского человека, обычного работяги. В этом спектакле он максимально отвечает за экспрессию, харизму и юмор.

фото А. Куров

На контрасте построен образ его сына. Николай демонстрирует абсолютную естественность, простоту и прямоту, а под конец еще и интеллигентную экспрессию. Его органика удивляет, а работа оставляет не менее приятное впечатление. Можно сказать, что он открытие этого спектакля. А тем более, что для современных пьес естественная подача подходит как раз лучше. Помимо же семьи Ефремовых в постановке присутствуют еще два персонажа, два охранника. Очень комичный, полный внутренней неуверенности и неловкости получился образ у Сергея Карабаня. И вновь на контрасте: более вальяжный и решительный у Алексея Золотовицкого.

Визуально площадка сцены в этой постановке напоминает совсем не бескрайнее пустынное поле, о котором говорят герои, а теплицу с лужайкой и кочками. И в этом искусственно созданном зеленом уголке отец с сыном пытаются вернуться к своим природным истокам. Однако светлячки, пронизывающие пространство с самого начала действа, под конец превращают куб сцены в диджитализированный мир. И сцены жестокости, замененные танцем, в этом пространстве сперва кажутся нелепыми, а зачем становятся совершенно уместными. Только и остается сказать: все течет, все меняется…

фото А. Куров

Цепкая до свежей драматургии Марина Брусникина подарила столичным театралам новый замечательный спектакль. Он полон юмора, неожиданных вопросов к себе, своему и соседним поколениям. Он наглядно показывает, что нет единственно правильной правильности. И что не может быть решения проблемы отцов и детей до тех пор, пока старшие не поймут, что все меняется, что их жизненный опыт применим только в прошлом и что нельзя молодых ровнять по старой гребенке. А младшие не станут снисходительно смотреть на игрушки стариков и не найдут в себе решительности жить собственную жизнь по правилам нового времени.

Билеты

Текст Мария Куликовская


INSTAGRAM
ldq.theatre