READING

«Затейник» в Театре «Сфера»: о действенной силе лю...

«Затейник» в Театре «Сфера»: о действенной силе любви

Старая история на старый лад. Пьеса Виктора Розова, написанная в 1966 году, получила новое, но максимально аутентичное воплощение с легкой руки народного артиста России Александра Коршунова. В воссозданной атмосфере 60-х годов прошлого века состоялась премьера «Затейника» на основной сцене театра «Сфера».

При входе зал (камерный, необычный, аренообразный) каждый зритель будто садится на машину времени и отправляется в теперь уже далекое прошлое, знакомое современной театральной публике разве что по советским фильмам и старым семейным фотографиям. Из проигрывателя доносится ретро музыка «У моря, у синего моря», в углу сооружена каморка затейника, в воздухе витает дух советского санатория. После антракта зрителя ждет еще одно путешествие, но уже в пространстве – в солидную московскую квартиру с круглым столом в центре комнаты для всей семьи и главной диковинкой: заводным поездом. Такие разные обстановки, два разных действа и два разных мира, но в них разворачивается все же единая история.

Фото П.Королевой

По сюжету два сокурсника спустя года встречаются в санатории на берегу Черного моря. Один из них, Валентин, преуспевающий чиновник, женатый человек, приехал на отдых поразвлечься. А второй, Сергей – одинокий как волк массовик-затейник на этой базе отдыха работает и живет. Встреча эта производит на них большое впечатление, особенно на Валентина, ведь приятель его в прошлом был подающим надежды идеалистом, а оказался по меркам Валентина, и, возможно, того времени, в дыре, внизу социальной лестницы, в яме, из которой уже не выбраться. А ведь когда-то они ухаживали за одной девушкой Галиной, которую и заполучил успешный счастливчик. Сергей спокойнее относится к своей участи, однако, для сокурсников просит сказать, что он умер. (Ох уж это: что подумают люди!) Сергей стал простым человеком, живущим в гармонии с окружающей его обстановкой. К тому же он знает правду, почему его жизнь пошла не по запланированному сценарию и почему его любимая замужем за другим. Согревает его и фотография Галины, которую он бережно хранит все эти годы, с дарственной надписью «Единственному».

Слово за слово, Валентин узнает от Сергея правду, не верит в нее, но находит ей подтверждение по возвращению домой. Фотографию он увозит с собой, предъявляет Галине как доказательство ее «неверности». А правда заключалась в том, что отец Валентина, когда сын хотел покончить с собой, пригрозил Галине расправой над ее Сергеем, и она собственноручно отослала его подальше от Москвы. Как итог: разрушенные судьбы. Как символ надежды: брат Валентина с девушкой, так же строящие свою любовь под страхом гнета матери. А как развивались события, когда Галина узнала, что Сергей жив, пусть останется интригой для будущих зрителей спектакля. Тем более что у истории открытый финал, или для каждого свой.

Это история о любви и страхе, об их силе и первенстве. О том, что любовь во благо, деятельная любовь, может оказаться совсем не во благо. Так, отец Валентина, запугав сноху своим влиянием, сам все годы прожил в страхе встретить Сергея, узнать, что жизнь ему сломал. И видел, что счастья в склеенной им семье нет. Валентин, будучи семьянином, ходил регулярно на сторону и собой интересовался больше, чем женой. Галина всегда любила другого и гадала, как сложилась у него судьба. И в новой истории мать молодого Эдуарда стремится оградить его от любви для его же блага. А кто в итоге выигрывает, кроме как никто? И только и остается процитировать слова Эдуарда, сказанные в адрес матери: «Мое несчастье в том, что она желает мне счастья». А страх… Почему он сильнее любви? Почему вместо того, чтобы делать слабых сильными, любовь побуждает смириться со своей слабостью? А в наши дни все осталось также, как и 70 лет назад? Или зайцы уже осмеливаются бросаться на волков, не заботясь о мнении общества, борясь за право на любовь? Смелость Эдуарда перед матерью дает надежду. И хочется верить, что жестко поломанные судьбы влюбленных остались в далеком советском прошлом.

Фото С.Милицкого

В этой постановке мощный актерский состав, каждый на своем месте. Блестяще, ярко и хлестко с ролью молодой возлюбленной пары справились еще студенты Дмитрий Триумфов и Екатерина Богданова. Жесткой и острой, без единого дрогнувшего мускула получилась мать у Ирины Сидоровой. Много повидавший, многое осознавший и теперь уже добродушный дед Александр Алексеев. Воплощение слабости, трусости и приспособленчества Анатолий Смиранин. Душа и нерв спектакля Валентина Абрамова. И герой, создавший уникальную атмосферу первого действа, и по-настоящему заслуживающий счастливой любви, Александр Пацевич.

На пятачке сцены театра «Сфера» родился большой, значительный спектакль. Он теплый по атмосфере, он живой, сильный по актерской работе и он колоссальный по эмоциональному воздействую. Носовые платочки потребуются не только самым чувствительным. И главное этот спектакль напоминает: во все времена есть преграды, с которыми нужно бороться за любовь, но за нее обязательно нужно бороться.

Билеты

Текст Мария Куликовская