READING

Балет Рудольфа Нуреева «Дон Кихот»: самая обсуждае...

Балет Рудольфа Нуреева «Дон Кихот»: самая обсуждаемая постановка в МАМТ

В МАМТе показали премьерный блок балета Рудольфа Нуреева «Дон Кихот». Спектакль был заявлен как премьера еще в прошлом театральном сезоне, но почему-то ее тогда не случилось. Но главное, что он был выпущен сейчас, как первая балетная премьера 101-го театрального сезона и, судя по афишам, будет идти весь сезон.

Мы побывали несколько раз на почти всех премьерных вечерах, увидели несколько составов и готовы рассказать вам об увиденном. Феномен Рудольфа Нуреева как выдающегося танцовщика неоспорим. Но не настолько неоспорим он в качестве хореографа, хотя балетов он поставил много, в разных театрах в Западной Европе, и ставить он начал рано – уже в 1964 году, после того, как в 1961 г. остался на Западе. И только на Западе все его постановки и шли все это время. В России это первая постановка его балета. И не в Мариинке, – что казалось бы логично, т.к. именно там он вырос в звезду балета, – а в Москве. Почему в Москве – потому что ее сюда привез и поставил его ученик, ныне художественный руководитель МАМТа, Лоран Илер. Он уже много где сказал, что таким образом отдал дань своему великому учителю и что с вниманием ко всем деталям перенес на московскую сцену его балет, который сам много раз исполнял на сцене Парижской Оперы. Помогала ему в этом выдающаяся эск-этуаль Изабель Герен, репетировавшая партии со всеми составами солистов. Увидеть чистую нуреевскую хореографию и сравнить ее с другими хореографическими редакциями теперь можно в МАМТ.

фото С. Аввакум

«Дон Кихот» считается очень московским балетом, на который всегда идешь, когда хочешь почувствовать вкус праздника. Предыдущая постановка МАМТ, текущая Большого театра тому подтверждение –  удовольствие гарантировано. Потому что это всегда балет на лучший состав всех ведущих солистов, который мы, как зритель, за один вечер можем наблюдать на сцене. Не говоря о всех просто замечательных редакциях, которые мы могли когда бы то ни было увидеть на сценах обоих театров.

фото К. Житкова

Данная постановка была создана только для одного человека – ее постановщика, Рудольфа Нуреева. И последующих исполнителей примерно такого же уровня и такой же техники (западной школы, как мы с вами понимаем). Рудольф тем и ценен, что он был такой один и ставил он для себя, для своего Базиля. И чтобы исполнить эту партию в этой редакции надо быть им. И чувствовать себя на сцене – да и в жизни – как он. Весь балет он переделал под себя, Рудольфа-Базиля. Поэтому мы не находим в нем множества любимых нами сцен. Видим очень трудную хореографию, которую сам Рудольф и его ученики и последователи, ученики французской балетной школы, исполняли задорно, изящно и легко. Кроме записей самого Нуреева советуем посмотреть записи талантливейшего Мануэля Легри в этой партии.

фото К. Житкова

Но и видим мы в этой постановке много нового, не всегда понятного: почему Санчо Панса стал монахом, почему полностью убрана сцена в замке, а свадьба происходит в поле, почему в сцене сна и Амур и Повелительца Дриад и Китри совершенно «не общаются», не взаимодействуют друг с другом, Амур вообще без лука со стрелами и одет как принцесса из иных балетов, что случилось с танцем цыганки, а цыганский король и королева вообще не танцуют – вопросов такого плана возникает много.

фото К. Житкова

Не уверены, что сможем поучить на них другой ответ, кроме как: «так это увидел Рудольф». Но мы его и не задаем, просто обращаем внимание на то, что не видим на сцене, а хотелось бы, да и привыкли к талантливой постановке Александра Горского. Мы пришли за новыми впечатлениями и в отношении хореографии их получили. Так же как интересно было посмотреть на декорации и костюмы выдающегося художника Николаса Георгиадиса.

фото К. Житкова

Он много работал для балетов и мы с вами видели в МАМТ оформленный им очень интересный балет Манон. Костюмы в этом балете он делал вместе с Рудольфом, чей вкус и любовь к корням проявились здесь сполна. Все ярко, броско – в этом весь Рудольф, а мы же смотрим его балет. Колоссальный труд всех театральных цехов по исполнению его идей трудно не заметить, за это им огромное спасибо от всех зрителей!

фото К. Житкова

Главный вопрос вызывает многообразие составов исполнителей всех афишных партий. Хороших артистов в театре много, универсальных мало, почти нет, и все, как мы увидели, не могут танцевать все на одинаково достойном уровне. Кому-то лучше даются одни партии, кому-то – другие. Эта постановка показала, что партии трудной нуреевской хореографии – отнюдь не всем под стать. Не будем писать, кто не понравился, а скажем, на кого точно стоит точно пойти посмотреть в этой постановке: однозначно Китри в исполнении Оксаны Кардаш и Базиль в исполнении Ивана Михалева; уличная танцовщица – Мария Бек; Эспада – Георги Смилевски; Повелительница дриад – Наталия Клейменова; Амур – Жанна Губанова.

Убедиться в этом у зрителей будет возможность 18 и 19 декабря 2019 года.

Билеты