READING

TheatreHD: «Аудиенция» с Хеллен Миррен. Свериться ...

TheatreHD: «Аудиенция» с Хеллен Миррен. Свериться с абсолютом

«Если ты хочешь знать, почему монархия сохраняется так долго, смотри не на монарха, смотри на премьер-министров»

«Каждый вторник, примерно в 18:30 королева Великобритании беседует с премьер-министром. Это не обязанность, прописанная в конституции, это любезность, которую премьер оказывает Ее Величеству, рассказывая ей о последних событиях во внешней и внутренней политике. С момента коронации Елизаветы, которая состоялась в 1952 году, традиция ни разу не нарушалась. Только один премьер-министр, Тони Блэр, попросил перенести аудиенцию со вторника на среду, чтобы он мог лучше подготовиться к беседе. Ее Величество выразила удивление такой странной просьбе и почувствовала облегчение, когда он покинул этот пост».

Кто такая Королева Английская? Величайшая знаменитость ХХ, а теперь уже и XXI века. Если ты обращаешься к её образу в своей работе, то необходимо, чтобы всё было на высоте. «Аудиенция» в постановке Стивена Долдри получилась ровно такой, какой должна быть: идеальной, с иголочки, выверенной до малейшей интонации. Впервые “Аудиенцию” поставили в 2013 году, роль Елизаветы исполнила Хеллен Миррен. Спектакль шел с огромным успехом и именно эту версию транслирует TheatreHD. Он же, но с небольшими изменениями в составе, в марте-июне 2015 шел на Бродвее. Позже, когда Хеллен уже устала от этой роли, а спектакль ждала повторная постановка в Англии, она передала эту роль еще одной Даме-командору Ордена Британской империи – Кристин Скотт Томас.

Питер Морган, автор пьесы, считается главным биографом монаршей фамилии и особенно королевы. Его перу принадлежат и сценарий фильма “Королева” (в нем Миррен впервые сыграла Елизавету II), и действующий сериал “Корона” (в третьем сезоне Оливия Коулман сменила на троне Клэр Фой).

Спектакль, давно уже заслуживший статус культового и вошедший вместе с «Франкенштейном» Бойла в золотой фонд TheatreHD, становится для простого зрителя настоящим погружением в жизнь семейства Виндзоров. Как говорит один из министров в пьесе, уговаривая открыть Букингемский дворец к посещению: «это даст ощущение Вашим подданным, что они Вас знают». По истечению двух с половиной часов спектакля зрителю действительно начинает казаться, что он знает и, главное, понимает королеву. Мы вместе с Елизаветой проходим путь от юной наследницы престола до умудренного годами монарха, знакомимся с её «чертовой дюжиной» министров и просто узнаем, что же это такое – конституционная монархия – и с чем её едят. При этом важно, что действие нелинейно: здесь нет планомерного развития, а есть ряд важных вех в истории Елизаветы, и порядок их подачи нехронологичен.

Принятие зрителем этой истории происходит в первую очередь из-за самой пьесы Моргана и заложенного в ней юмора. Зал мгновенно реагирует на остроумные реплики героев: в емких коротких фразах раскрываются и сами персонажи, и ситуации, в которых они находятся. Один диалог про «истинного палтуса» или ремарка «премьер-министр вышла из машины до того, как она совершила полную остановку – Черт возьми!» уже блестяще, а пьеса полна такими примерами.

Умная, все понимающая Елизавета вынуждена быть “простым и понятным абсолютом”, с которым легко сверяться нервным,непредсказуемым премьер-министрам и всегда получать поддержку своего суверена, какую бы политику они ни вели. При этом никогда Елизавета не будет “свадебным генералом”: хоть она и не имеет права показывать свою позицию, но всегда находит возможность донести её до окружающих.

Для создания образа королевы костюмерам пришлось сделать невозможное: были изучены все доступные изображения Елизаветы, включая даже изображения на марках и монетах. В итоге была создана целая «Библия костюмов»: цвет каждого из них соответствует смыслу сцены (так, например, на встречу со вспыльчивой Железной леди Маргарет Тэтчер Елизавета приходит в костюме royal blue*), ткани использованы те же, что и в настоящем гардеробе королевы. Очень важно было повторить силуэт: в юности Елизавета обладала точеной фигурой и была не меньшей модницей, чем ее сестра Маргарет, форма нынешних костюмов королевы также очень узнаваема. По словам Хеллен Миррен костюмы очень сильно помогали ей в создании образа, уже во многом им были. Также для спектакля созданы 5 париков: показывающие нам королеву от 20 лет до текущего момента. При этом не нужно забывать, что действие спектакля идет не в хронологическом порядке, часть переодеваний проводится здесь же на сцене, а королеву никому нельзя видеть, если она не готова. Поэтому, когда после сцены «среднего возраста» перед нами внезапно предстает 26-летняя Елизавета в черном траурном платье, невозможно удержаться от вздоха восхищения, а все участники процесса описывают это как некую магию, секреты которой они готовы рассказать только самым близким.

При этом на сцене королева едина в двух лицах: это Хеллен Миррен в её взрослом обличии и юная Лиллибет в исполнении Нелл Уильямс. Не будь на сцене юной принцессы, образ Елизаветы не стал бы таким многомерным. Здесь же мы видим не просто становление характера, а развитие того внутреннего стержня, который был в ней всегда.

Отдельная глава этой истории – сами премьер-министры. У каждого своя психофизика, свои мотивы и поведение, но к каждому из них Елизавета находит свой ключ. Нам показаны все: от Черчилля до Кэмерона. Лишь Тони Блэр остался за кадром, но о нем постоянно все шутят, как о неудачливом отпрыске. Стремительная и гневная Тэтчер, стареющий и покровительственный Черчилль, неуверенный в себе Мейджор… В конце один из министров задает королеве вопрос: “а был ли тот, к кому она благоволила больше остальных?” И здесь зритель в моем лице полностью согласен с Её Величеством: Гарольд Вильсон (в исполнении потрясающего Ричарда МакКейба). Их дуэт с Миррен прекрасен, а сама фигура Вильсона покоряет своей простотой и душевностью. Конечно, королева всех этих слов не скажет и не признает, что отношения их могли выйти за грань рабочих, лишь пролетит еще одно воспоминание о былых днях.

Если нужно было бы выделить одну идеальную постановку из всего репертуара TheatreHD, то она перед вами. И пока её показывают в кинотеатрах – не теряйте время и идите смотреть. Два с половиной часа великолепного юмора и актерской игры вам обеспечены. И, конечно, отличное настроение по окончании спектакля.

Билеты

Текст Ольга Шишорина

фото theatrehd.ru

*Royal blue (королевский синий) – традиционный монарший цвет, открытый портными Сомерсета при создании платья для супруги Георга III Шарлотты