READING

«Деревья умирают стоя». Святой обман во имя счасть...

«Деревья умирают стоя». Святой обман во имя счастья

Может ли человек всегда говорить только правду? А стоит ли это делать? Спектакль театра на Малой Бронной наглядно показывает, что ложь может быть благом. Ведь реальность порой настолько сурова, что для полноценной жизни необходимо подсластить пилюлю. И пусть в итоге получится фальшивое счастье, но ведь все-таки счастье. Важно лишь не промахнуться с дозировкой: если вместо ложки сладкой лжи подкатить целую бочку, то жизнь может превратиться в сказочный домик, который унесет малейший порыв ветра.

В центре истории семейная пара, которая столкнулась со стандартной проблемой воспитания детей – в данном случае внука. Но стандартная проблема получила далеко идущее печальное развитие, когда в 14 лет дед застал Маурисьо за кражей в своем кабинете и выгнал его из дома. Внук стал отъявленным негодяем и бандитом. 20 лет он не давал о себе знать, а затем явился за большой суммой денег в качестве компенсации за ту жизнь, которая у него сложилась. Дед все эти годы следил за судьбой Маурисьо, бабушка же была в блаженном заблуждении.

Строить свой сказочный бумажный замок дед начал вскоре после исчезновения внука. Он не мог выносить молчаливого упрека бабушкиного рояля и отвернутого кресла. Вымышленный Маурисьо рукой деда стал писать бабушке письма, рассказывал о своей жизни, своих успехах, путешествиях, работе и любви. На протяжении 20 лет бабушка активно ему отвечала, путешествовала вместе с ним по карте, изучала с ним архитектуру и даже построила макет церкви. И сказка эта могла продолжаться еще долгие годы, если бы жизнь не вмешалась в эту историю.

Для зрителя же история начинается со знакомства с необычной фирмой «Ариэль», которая занимается благотворительностью духа. Это кузница счастья, основанная театральными актерами, чтобы дарить людям радость. В эту фирму и обращается дед, чтобы сохранить бумажный миф, ведь пришла настоящая телеграмма от внука о приезде. Его даже не печалит, что корабль пошел ко дну, ему нужен внук из писем. После долгих уговоров директор «Ариэль» соглашается сыграть роль Маурисьо вместе с девушкой, только-только поступившей на службу. На неделю они приезжают в дом пожилой четы, не предполагая, что разыгрывая счастье, они сами его обретают.

Продолжение истории и все хитросплетения сюжета лучше один раз увидеть своими глазами, чем о них прочитать. Тем более что в зале возникает такая чудесная атмосфера домашнего уюта и абсолютное ощущение присутствия в одном пространстве с реальными люди, а не персонажами, что в этот зал захочется еще не раз вернуться.

В данной постановке гармоничное сочетание декораций, костюмов, музыкального оформления полноценно погружает зрителей в атмосферу места действия – старого дома, семейного очага, воспоминаний о детстве – в лучших традициях классического театра. Однако в этом монументальном обрамлении актерская игра звучит живо и ярко. Добрый юмор царит на сценической площадке, дополняемый время от времени лирическими и трагическими мотивами. Трагикомедия в ее идеальном воплощении: 3 часа теплого смеха и непременно немного слез. Единственное, за что можно упрекнуть данную постановку, – момент разоблачения, уведенный в темноту.

Актерский состав является главным достоянием этого спектакля. Здесь блещут как корифеи сцены, так и юные актеры. В роли бабушки Анна Антоненко-Луконина абсолютно великолепна. Несмотря на свой возраст, она в прекрасной форме. С ее героиней происходит колоссальная перемена по ходу действа – будто две разные актрисы. И финал она делает очень мощным. В роли ее фальшивого внука особого внимания заслуживает Андрей Рогожин, который аккумулирует вокруг себя все и всех. Для тех, кто привык видеть этого артиста в ярких, характерных ролях, данная роль станет неожиданностью: он хорош не только как душа компании, но и в лиричных, глубоких сценах. И если Анна Антоненко-Луконина – выдающееся украшение данной постановки, то Андрея Рогожина можно по праву назвать ее локомотивом. Дополняют замечательный актерский ансамбль Виктор Лакирев, Светлана Первушина/ Ольга Николаева, Дмитрий Цурский, Татьяна Кречетова и др.

О чем этот спектакль? Только ли о выборе между правдой и ложью? Конечно же, нет. Он сложный и многогранный, вобравший в себя множество тем и вопросов, которые зрители уносят из зала на подумать. Он о доме как о спасительном приюте и о средстве спасения собственной шкуры. Он о силе духа перед лицом врага, даже если врагом окажется родной внук. Он об искусстве, которое важнее жизни, и о любви, которая пробивается сквозь искусство. Он о сердце, которое помеха актерской профессии. Он о смелых женщинах и трусливых мужчинах. Он о женщинах, которые все портят, но дарят счастье. Он о мимолетности и иллюзорности счастья, о вечном поиске его и неожиданных встречах…

Автору пьесы Алехандро Касона и режиссеру Юрию Иоффе удалось объять необъятное и побудить зрителей взвесить собственные воззрения. По ходу действа чаши весов находятся в постоянном движении в поиске оптимальных решений, порождая новые вопросы и темы для размышлений. Но универсальных решений здесь нет и быть не может. При всем единстве в дыхании зала на протяжении всего спектакля, все в нем очень индивидуально. И потому получить представление об этой постановке можно, только самостоятельно его составив.

Билеты

текст Мария Куликовская