READING

Наталья Мурадымова: «Моя работа – это моя жизнь!»...

Наталья Мурадымова: «Моя работа – это моя жизнь!»

С Натальей Мурадымовой мы поговорили о «Золотой Маске», переломной партии в карьере, работе над оперой «Енуфа», недавно состоявшейся премьере в Мариинском театре и о том, что и голосу нужен отпуск.

Всегда интересно узнать о первых, возможно ещё детских, шагах к творческой карьере. Расскажите о своих

Толчком и началом моей карьеры стала воспитательница в детском саду, которая просто заставила моих родителей отдать меня в музыкальную школу. Она сказала: «У девочки талант. Надо обязательно вести её в музыкальную школу». Школа находилась далеко от того посёлка, в котором мы жили. Ехать на автобусе примерно полтора часа. И сам автобус в то время можно было ждать не менее часа. Это было достаточно трудоёмко и занимало много времени. Поэтому родители с неохотой на это пошли. Но помогали бабушки и возили меня в музыкальную школу

А Вам самой нравилось?

Да! Конечно

То есть Вы сразу поняли, что «это моё»?

Да. После музыкальной школы мы решили продолжить моё музыкальное образование, потому что у меня хорошо получалось. Но у нас в городе Каменске-Уральском по музыкальной части был только музыкально-педагогический колледж. И мне пришлось поступить на учителя музыки. И уже в колледже я услышала как поет Гузель Шахматова (ныне успешная оперная певица). Мне показалось, что она звучала божественно. И в тот момент я осознала, что я хочу так же. Почувствовала, что это «моё».  И попросилась к ее педагогу  Зинаиде Романовне Ивайкиной, педагогу от Бога. По сути она поставила мне голос за один год. И на следующий год я поступила в консерваторию с десятью баллами. И дальше уже консерватория, театр, Москва, и вот я здесь

То есть не было никаких других мыслей, планов, идей?

Не было абсолютно. Это судьба

фото: С. Родионов

В этом году Вы получили «Золотую Маску» за лучшую женскую роль в опере «Енуфа». Насколько для Вас это были ожидаемые номинация и сама награда?

Сначала, как гром среди ясного неба, номинация. И, как гром среди ясного неба, сама награда. Конечно, я хотела получить премию, но совсем не ожидала этого. Я была в компании очень талантливых певиц. Большой театр был представлен хорошими работами. И Пермский театр тоже. Конкуренток у меня было много. И я это ясно понимала. Например, Анна Аглатова была представлена в очень хорошей роли.

Многие говорили: «Вы, наверное, знали. Вы на «Золотую Маску» в Большой театр пришли в таком роскошном красном платье»

На самом деле было всё так: я решила сшить себе платье специально для «Золотой Маски». А швеи не успели. Представляете, не успели! Позвонили мне накануне вечером и сказали: «Наташа, мы точно не успеваем». По телевизору – горящий Нотр-Дам, платья нет, завтра «Маска», я в шоке. И я решила, что надену красное концертное платье. Подруги тогда сказали: «Красный – цвет победы!». И всё сложилось

На самом деле, уверена, что для многих зрителей это было ожидаемо. Центральная роль в опере, пробирающая до мурашек. Самая яркая, вокально очень сложная, со сменой образа. Сразу ли на неё согласились?

Нет, не сразу. Меня начал уговаривать Александр Борисович (Титель – прим. LDQ). Я открыла клавир и увидела огромное количество нижнего регистра. Потом я послушала записи, которые имеются в YouTube. Обычно эту партию исполняют уже возрастные женщины. Я считаю, что я в хорошей вокальной форме. И существовала опасность, что голос начнёт качаться, рваться, или что-то произойдёт не хорошее. Но я обсудила все свои переживания с Александром Борисовичем и с Евгением Владимировичем Бражником. И мы решили рискнуть

Ваша роль – это результат совместной работы?

Да, конечно. Специально выстраивались мизансцены. В этой опере очень массивная оркестровка. И Евгений Владимирович убрал некоторые дублирующие голоса из оркестра. Он уменьшил силу, но не сломал эту музыкальную ткань. И мы с Александром Борисовичем и Евгением Владимировичем вместе пришли к тому результату, который вы могли услышать

А сам образ Вашей героини не смущал? Или после Медеи уже ничего не смущает?

Главное, что я очень люблю работать. Моя работа – это моя жизнь. И для меня это интересный персонаж.

Александр Борисович к работе над ролью всегда подходит очень кропотливо. Это всегда множество книг и материалов. Ты начинаешь проникаться этим, наполняться.

Когда мы готовили «Медею», у меня чудеса творились. На глаза всё время попадались вещи, фильмы, связанные с этой темой, даже криминальная хроника. Получалось, что идёт нужная мне информация. И образ собирался. Медея – это нервы, это сталь.

фото: Е. Кочкина

И в «Енуфе» было также. Интересный факт, Александр Борисович всё время его вспоминает. Он мне сказал: «Наташа, ты должна прочитать «Землю» Эмиля Золя. Электронные книги я не люблю. И я начала искать. Но, либо нужно было купить полное собрание сочинений Эмиля Золя, либо книги нет. В итоге я купила полное собрание сочинений. Это, по-моему, 18 томов. Такая огромная сумка. Вот такое богатство

Почему именно эту книгу?

Она о людях, близких к земле, и создаёт похожее ощущение, которое должна рождать «Енуфа»

Остальные 18 томов ещё не прочитали?

Постепенно читаю. И даже с этим один удивительный случай связан. Недавно была в Берлине, шла по улице и, подняв голову, увидела табличку с названием улицы: «улица Эмиля Золя». И оказалось, что именно на этой улице находится мой отель.

Всё не просто так в жизни

Да, это точно, всё не просто так

Если вернуться к «Золотой Маске»: это же не первая Ваша премия. Были и оперная премия «Онегин» за эту же партию, до этого – «Casta Diva» за Медею. Как-то по-разному Вы относились к этим наградам? Есть ли среди них та, которой гордитесь больше всего?

Все для меня очень ценны. Это говорит о признании, о том, что ты работаешь не зря, что тебя замечают. Признание оперного мира очень важно и значимо. И то, что дали мне премию «Casta Diva» именно за «Медею» очень ценно для меня. Для меня эта роль коренная, переломная

Любимая партия? Или просто выделяете её из других?

В «Медее» я перешла на другой уровень. Есть ощущение, что я что-то оставила позади и уже перешла в новое пространство. В процессе работы над партией было не все просто, на определенном этапе всё застопорилось, и мы не могли двинуться дальше. Тогда Александр Борисович сказал: «Наташа, ты не должна стараться быть красивой»

А женщине это очень тяжело…

Да, очень тяжело. Но в этот момент я подумала, что действительно не должна быть красивой. Кто Медее может сказать: «Ты должна быть красивой!»? Когда?! В моменты страданий?! В моменты, когда она видит, что Ясон женится на другой?! Человек априори не может быть красивым в этот момент! Мир ненавидит Медею, и Медея не обязана ничего этому миру. Она противопоставляет себя миру, и идёт напролом. И у меня внутри что-то переключилось. После этой партии у меня началась новая полоса: и «Енуфа», и «Макбет»

Вам с лёгкостью удаются разноплановые героини: и наполненные трагизма (как раз упомянутые Костельничка в «Енуфе», Леди Макбет, Медея), и с нотками юмора и иронии (например, Фата Моргана в «Любовь к трём апельсинам»). Насколько легко Вам даются столь разные амплуа?

Как говорится: «Найди себе работу по душе, и тебе ни дня не придётся работать». Вот это про меня. И когда ты просто дурачишься, а людям смешно, то на здоровье! Если я настроена на Медею, то будет Медея. Если настроена на Фату Моргану, то перед зрителем предстанет Фата Моргана и панталоны

О каких партиях мечтаете?

У меня в прошлом сезоне была премьера в «Макбете». Это была моя премьера в операх Верди. У него множество партий, которые как на меня написаны. И я бы хотела увеличить свой репертуар Верди: «Дон Карлос» «Бал Маскарад» «Аида».  Обожаю и Пуччини. «Манон Леско» – это моя мечта. С удовольствием спела бы в «Катерине Измайловой»

Как Вы уже сказали, «Макбет» – это была Ваша первая опера Верди. Наверное, очень долгожданная?

Очень. Сразу после «Енуфы» приступила к работе

Быстро удалось переключиться?

Да. Когда любишь, сразу начинаешь погружаться

Действие перенесено в доисторические времена. Как восприняли это?

Конечно я была бы больше рада, и, на мой взгляд, эффект был бы сильнее, если бы мы были в золотых коронах и золотых мантиях. Это было бы гармоничнее. Но такая постановка тоже имеет место быть

Ничего не мешало, не отвлекало?

Во время исполнения первой арии меня возят на телеге. Особого смысла в этом нет. Но при этом это очень тяжело: идёт сложнейшая ария, неустойчивая позиция на этой телеге, постоянные рывки потому, что пол неровный. Ты теряешь дыхание, ловя равновесие. Мы немножко с этим поспорили с режиссером. Но Кама Миронович (Гинкас – прим. LDQ) настоял на своём. Вот и получился такой фокус, который мы делаем… достаточно сложный при этом фокус

фото: С. Родионов

Сейчас всё чаще театральные постановки, в том числе оперные, уходят от классических канонов, пытаются удивить зрителя. Как Вы считаете, не вредит ли это опере? Ведь основное в опере – это музыка и вокал. Но порой происходящее на сцене не даёт на них сосредоточиться. Или всё меняется, и опера должна меняться вместе со временем?

Конечно невозможно «Евгения Онегина» сто лет играть одинаково. Но я предпочитаю постановки без экстрима

Опера, театр, коллектив – это для Вас семья или только работа, настоящая жизнь – она только за стенами Театра?

Театр – моя семья и мой дом. И я полностью поддерживаю Александра Борисовича в его желании сохранить театр, который создал Константин Сергеевич Станиславский как «Театр-дом». Люди приходят сюда, воспитываются, становятся другими, поддерживают друг друга. Это постоянный творческий процесс, который кипит, который живёт. Я считаю, что у нас очень хорошего уровня и опера, и балет, много талантливых исполнителей,которые очень востребованы. Приглашение западных звёзд – это, конечно, хорошо. Но бывало так, что западная звезда приезжала и терялась на фоне наших солистов. Я несколько раз была свидетелем этого. И эффекта «Ах!» не возникало. Вокальная школа России находится на мировом уровне

Недавно у Вас в Мариинском театре был дебют.

Да! Очень неожиданно позвонили и пригласили.

Как всё прошло?

Для меня очень волнительно. Но всё удачно сложилось.

Мой дебют состоялся в Театре «Мариинский-2». Аккустика там просто замечательная, удивительная. Поёшь и чувствуешь, что звук летит и наполняет зал. Тем более с такими прекрасными партнёрами: Мигран Агаджанян, который сейчас получил III премию на конкурсе Чайковского, Евгений Никитин – великолепнейший актёр, прекрасный певец. Такое потрясающее окружение у меня было. Но я не забывала, что должна превалировать, ведь я «Тоска», и у меня главная роль

Сейчас у Вас уже отпуск. Для голоса тоже наступает отпуск? Или не даёте себе расслабиться?

Я отдыхаю, и голос отдыхает

Мы с мужем любим взять машину где-нибудь в красивой стране и ездить, изучать её. Столько всего интересного хочется всё увидеть своими глазами.

Неужели едете и не поёте?

Не пою. Но был случай, мы сидели в Лиссабоне с друзьями в ресторане на главной улице. Я в то время готовила «Тангейзера». Друзья говорят: «Может споёшь?».  Я встала и запела. Люди высыпали на улицу, свесились из окон, кричали: «Мария Каллас!» (смеётся). Душа пела, и я пела.

фото: Е. Кочкина

Значит, если и поёте в отпуске, то только в удовольствие. А регулярные занятие?

Отдых – это очень полезно для голоса. Несколько дней помолчать – это хорошо. Хотя многие поют каждый день. И наверное, это превращается в рутину. А может, это и есть счастье.

А что готовите?

Я хочу переучить «Енуфу» на чешском. Я уже встречалась со специалистом. Конечно, сложно удержать в голове два языка. Но я постараюсь. Эта опера очень популярна в мире.

Какие планы на следующий сезон?

У меня был до этого насыщенный, королевский сезон. В МАМТ в следующем сезоне новых проектов нет. Но у меня есть несколько других проектов вне театра, вот в сентябре еду на фестиваль Марии Биешу в Кишинёве исполнять «Турандот»

Как зритель ходите в театр?

Обязательно. Хожу на все премьеры, чтобы составить собственное мнение. И это очень важно!

Беседу вела Юлия Фокина


  1. cialis 20 mg cost

    buy cialis tadalafil tablets

  2. plaquenil for osteoarthritis

    plaquenil 300 mg

  3. plaquenil

    24 July

    plaquenil oct

    plaquenil 500

  4. cialis generic online hvtsgeahdroodaBtjagighg

    cialis daily vs 36 hour

  5. name brand viagra

    viagra no prescription australia

  6. zithromax purchase online

    cheap zithromax pills

  7. buy stromectol pills

    stromectol 3 mg

  8. ivermectin buy

    stromectol online

  9. free cialis in canada

    cialisblack

  10. ed meds online

    19 September

    how to cure ed

    the best ed pill

  11. cheap sildenafil online canada

    sildenafil 100 mg generic price

  12. price sildenafil 20 mg

    sildenafil buy

  13. hydroxychloroquine 700

    25 September

    plaquenil 200mg tablets 100

    hydroxychloroquine 400 mg

  14. buy hydroxychloroquine online

    hydroxychloroquine 200 mg price

  15. clomiphene online

    28 September

    clomid tablets

    clomid generic

  16. where to buy clomid

    28 September

    clomid uk

    clomiphene online

  17. do you need prescription for viagra

    viagra hong kong