READING

LDQ на одном из самых ярких театральных событий го...

LDQ на одном из самых ярких театральных событий года — Фестиваль «Толстой» в Ясной Поляне

Театральный фестиваль почти всегда событие значимое и заметное, причем не только для города или просто места его проведения, но и, зачастую, в масштабах страны. Здесь не только концентрация внушительного количества самых интересных театральных событий и мероприятий в коротком промежутке времени, порой всего в несколько дней. Фестивали — это часто также и многообразие сценических пространств, которые позволяют представить зрителю постановки самого разного формата — фестиваль можно уместит÷ь в рамках одной площадки, разделить на несколько или вообще вынести за пределы традиционной театральной сцены. И есть как минимум один фестиваль, где возможно справиться со всеми этими задачами сразу и за один уикенд!

4-7 июля 2019 года в Ясной Поляне, родовой усадьбе Льва Николаевича Толстого, прошел четвертый Театральный фестиваль «Толстой» — международный театральный фестиваль под открытым небом.

В Ясной Поляне Лев Николаевич прожил большую часть своей жизни, сюда приехал сразу после женитьбы, здесь написал свои самые значимые произведения и здесь же он и похоронен. Сама усадьба писателя, его дом, а также уникальный, создававшийся столетиями ландшафт бережно хранятся и после смерти классика, пережив потрясения революции и годы оккупации. Это практически отдельная страна — тут и дом, и сады, которые до сих пор дают урожай, аллеи и лесной массив, пруд, пасека, и даже конюшни, в которых до сих пор живут лошади и вокруг которых деловито разгуливает парочка колоритных гусей.

Театральный фестиваль «Толстой» во всех смыслах слова занял всю территорию усадьбы. Спектакли шли не только на специально сооруженных для фестиваля сценах (их было четыре), но и буквально «вышел» за пределы привычной зрителю театральной площадки — в сад, в лес и в окружающие усадьбу поля.

Четыре дня почти вся территория усадьбы была центром притяжения для театралов со всей страны. Не могли пропустить его и мы — резиденты LDQ!

Я попала на фестиваль впервые и сразу в необычной и волнующей для меня роли репортера LDQ, который все выходные гордо носил на груди свой первый официальный бейдж «Пресса», дающий возможность проникнуть не только в фестивальное закулисье (о котором я расскажу чуть ниже), но и свободно перемещаться с одной постановки на другую, получая максимум впечатлений.

Зрители со всей России увидели почти 20 спектаклей, как репертуарных, привезенных столичными и региональными театрами, так и созданных специально для фестиваля эскизов и site specific постановок.

Вот самые интересные спектакли, которые мне самой удалось увидеть:

1) Мой фестиваль начался в саду с детского спектакля-квеста «Война и мир» Али Ловянниковой (вообще детская программа фестиваля довольно обширна, поэтому смело можно и нужно брать с собой детишек — им будет чем заняться и что увидеть). Зрители разделились на две группы (одна пошла на «войну», вторая, соответственно наслаждалась «миром»), все играли в фанты, танцевали вальс, стреляли, разгадывали ребусы.

2) К счастью, половина дня пятницы и субботы благоволила site specific спектаклям — это позволило с комфортом насладиться аудиоспектаклем-прогулкой «Война и мир» по пьесе Юлии Поспеловой. С телефоном в руке и наушниками в ушах мы обошли почти всю территорию усадьбы, слушая вовсе не отрывки из самого известного его произведения, а тексты куда более интимные и, неожиданно, близкие нам сегодняшним. Известные актеры и актрисы театра и кино в хронологическом порядке озвучивали выдержки из дневников первых лет совместной жизни Льва Николаевича и его молодой супруги Софьи Андреевны.

Получилась трогательная, будничная и оттого трагическая история о двух совершенно разных людях, которых соединила судьба. И оказалось, что Лев Николаевич ошибся (а может слукавил?) — все семьи и счастливы, и несчастны одинаково, причем это трагические семейное несчастие и спустя столетия имеет те же корни — отчаянное непонимание друг друга, несбывшиеся надежды, утраченные иллюзии, попытки болезненного компромисса, холод, отчуждение и одиночество. Спектакль о том, как хрупко семейное счастье и какой это тяжелый труд.

3) На фестиваль привезли сразу три постановки «Анны Карениной» — мне удалось увидеть экспериментальный спектакль «АNNА : ЛЮБОЛЬ» частного рижского театра Ģertrūdes Ielas Teātris, в котором знаменитое произведение было «переведено» на современный язык с помощью техно музыки, работы со светом, необычной трактовки персонажей, где сам спектакль похож то ли на игру воображения Анны, то ли на странный фильм о неблагополучных 90-х.

4) Одним из самых интересных событий фестиваля стал спектакль в поле «В. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. с.», созданный режиссером Семеном Александровским совместно с драматургом Михаилом Дурненковым. Зрители разделились на две группы, мужскую и женскую, и, начав свой путь в разных местах, в какой-то момент должны были сойтись в одной точке.

Вот что говорят о спектакле его создатели: «Толстой оставил нам множество наставлений, включая списки правильной литературы, рецепты счастья и взглядов на различие мужского и женского и нашей роли в создании и хранении мира. Партисипаторный спектакль проверит мировоззрение Толстого взглядами современного мужчины и современной женщины.»

В. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. с. — эти буквы Толстой когда-то написал мелом на ломберном столе Софье Андреевне, которая тогда еще не была даже его невестой. Она расшифровала послание и это определило ее судьбу. В спектакле Александровского герои самостоятельно трактуют эти буквы, пользуясь как раз теми самыми наставлениями Толстого о семье и роли мужчины и женщины, и интерпретируя их с точки зрения современной пары.

Кстати, финал спектакля стал для меня неожиданностью — будучи в полной уверенности, что идущий нам навстречу мужчина «читает» буквы, вынесенные в заглавие спектакля иначе, чем женщина, я ждала мощной битвы полов при «встрече на Эльбе». Но создатели спектакля поступили куда хитрее и эффектнее, показав нам, что какими бы благими намерениями мы не руководствовались, пытаясь притереться друг к другу и согласиться друг с другом во всем ради формального статуса кво, сойдутся ли два прогрессивных одиночества— то даже Льву Николаевичу с его мудрыми нравоучениями неведомо.

5) Москва была представлена на фестивале пластическим спектаклем «Воскресение» Сергея Землянского. Одно из самых известных произведений Толстого перевели на язык тела — здесь только музыка и пластика, лаконичные декорации и при этом соответствующие времени действия костюмы. Это спектакль, сотканный из воспоминаний главного героя — о своей подлости, о разрушенной им жизни, невозможности убежать от своих ошибок и что-либо изменить. Поклонники современной хореографии могут увидеть постановку в Государственном театре киноактера.

6) Поздно вечером в субботу казанский Театр.Акт показал спектакль «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева, представив на суд зрителя интересное постановочное решение. Пьеса о двух пожилых парах, которые на излете жизни вдруг обнаружили что все в их семье было совсем не так, как казалось им все эти годы, разыгрывается только двумя актерами с обилием импровизации и смелыми выходами за четвертую стену. Герои самостоятельно разбирают деревянную декорацию — но этот жест становится не символом крушения той иллюзии, в которой герои прожили друг с другом долгие годы в несовпадении чувств и привязанностей, а скорее жестом доброй воли — естественным жестом, сопровождающим неизбежную капитуляцию перед смертью и тихую, с щепоткой юмора, грусть оттого, что все уже все равно закончилось и внезапные разоблачения и откровения не могут нанести душевной раны.

Фестиваль Толстой традиционно привлекает огромное внимание — это было очевидно, если даже проливные дожди, с завидным упорством зарядившие почти на весь уикэнд, не помешали спектаклям под открытым небом собирать неизменные аншлаги. И если в большинстве случаев актеров спасала крыша, установленная над основными сценами, то для зрителей такая защита нигде не была предусмотрена. Зато организаторы щедро раздавали дождевики и пледы, а зрители проявили настоящую человеческую солидарность — почти никто не раскрывал над головой зонт, который бы мешал другим смотреть постановку.

Об организации хочется сказать несколько слов особо. Я впервые посетила мероприятие такого масштаба и сложности и при этом имела возможность с бейджем «Пресса» увидеть всю административную кухню изнутри. И осталась под впечатлением. Как по часам и без заминок осуществлялась транспортировка людей, техники и инвентаря, быстро и эффективно решались технические и логистические вопросы, осуществлялась работа тех, кто для зрителей, приехавших на фестиваль, оставался за воображаемыми кулисами — в огромной палатке на окраине усадьбы, в которой находили решение на все возникающие «Хьюстон, у нас проблемы!» И даже если возникали какие-то заминки или проволочки, поверьте, вы как зритель вряд ли бы их заметили, если даже я, человек по несколько часов проводивший «за кулисами» фестиваля не увидела внештатных ситуаций.

А что же увидели зрители и как организаторы фестиваля обеспечивали их комфорт, а не только досуг: — отличную работу техников, которая дала сбой всего лишь один раз, что немыслимо для площадок, которые почти постоянно заливало дождем; — слаженную работу множества приветливых волонтеров; — эффективную и понятную зрителю логистику — волонтеры раздавали всем желающим чрезвычайно полезный и необходимый буклет. В нем была представлена подробная карта территории, с отмеченными на ней сценами и удобствами, а также собственно программа фестиваля с указанием площадок, на которых проходил тот или иной спектакль — ориентироваться на местности, имея под рукой такой буклет, не составляло никакого труда. — крутой фудкорт с разнообразной едой, на котором при полной загруженности не ощущалось аврала и столпотворения единственной точки питания. Там можно было и сытно поесть, и перекусить мороженым, купить тульский пряник и собственный мерч фестиваля и, конечно, выпить вкусный кофе или чай.

В следующем году фестиваль пройдет в пятый раз, и в юбилейный год обещает стать еще более интересным и насыщенным. Встретимся в Ясной Поляне в 2020 году!

Информация о фестивале

фотографии предоставлены пресс-службой