READING

«Нэнси»: исцеление для отравленных сладким попкорн...

«Нэнси»: исцеление для отравленных сладким попкорном

На обновленной сцене театра «Современник» под конец уходящего театрального сезона состоялась премьера спектакля «Нэнси», жанр которого его создатели  – писатель, драматург, сценарист Иван Вырыпаев и композитор Андрей Самсонов –  определили как «stand-up про мюзикл». Наивно-поучительная (как может показаться только на первый взгляд, а на самом деле – нет) история про молодую американку Нэнси, мечтающую о карьере в кинематографе, поставлена в новом для «Современника» и новом для российского театра в целом ключе: танцы, поп-музыка, реплики и диалоги в микрофоны, комментарии происходящего в духе стендап шоу, – все это выглядит свежо и очень смело (а эпизодами даже шокирующе) на сцене уважаемого театра с более чем полувековой историей.

Начало спектакля – ролик на огромном экране, занимающем почти всю поверхность задника сцены, по образу вступительной заставки голливудского фильма – настраивает зрителя на нужный лад: скучно не будет, скромно тоже. Вам вкратце расскажут о создателях, продюсерах, режиссерах и сценаристах этой истории: вымышленные творцы киноиндустрии с именами типа «Я работаю за очень большие деньги» и «Мне плевать на всех, я думаю только о себе»  – и развлекательный продукт создают соответствующий. В истории, к созданию которой приложили руку замешанные в громких сексуальных скандалах титаны Голливуда (а именно на это намекают Вырыпаев и Самсонов весь спектакль), отражаются реалии современности, и здесь нет места иллюзиям.

Итак, двадцатишестилетняя Нэнси (Полина Пахомова) живет в Нью-Йорке, работает официанткой в кафе и мечтает стать киноактрисой, поэтому регулярно ходит на кастинги и кинопробы. Однажды на ее пути однажды появляется Невероятно Влиятельный (и при этом весьма немолодой и непривлекательный внешне) Голливудский Продюсер Джонатан (Илья Лыков), который вполне однозначно и без стеснений в выражениях предлагает девушке провести с ним ночь в номере шикарного отеля в обмен на головокружительную карьеру в кино. Услышав от Нэнси отказ и робкие возмущения вперемешку с оправданиями, Джонатан заряжает продолжительный, шокирующий, поражающий своей прямолинейностью и откровенностью монолог, который начинается как нравоучение в адрес девушки, а по сути, является обращенной в зрительный зал отповедью всему своему окружению и современному обществу.

Джонатан разбивает в пух и прах иллюзии и штампы современного общества, критикует порочную практику продвижения в Голливуде бездарностей через постель и интрижки с продюсерами, самым нелицеприятным образом отзываясь о молоденьких актрисах, напоминает Нэнси, что человека создает он сам, а не обстоятельства или помощь кого-то извне и, подытоживая свою  пламенную речь, задает главный вопрос «в чем твое предназначение?». После этой судьбоносной встречи шокированная девушка решает повернуть свою жизнь в иное русло и ищет свое предназначение. Однако знакомство с Нэнси повлияло и на самого Джонатана: помимо эмоциональной привязанности к девушке, выделяющейся среди множества повстречавшихся на его пути, после громких разоблачений Джонатана и обвинений в СМИ, после скандалов – он видит в Нэнси свое спасение и шанс на искупление вины за чудовищное прошлое.

Веселый, динамичный, злободневный спектакль  – «Нэнси» построен на штампах, сам же их разбивает и высмеивает, изобилуя пародиями на современный кинобизнес – вплоть до отдельных фраз героев, их манер и интонаций. Очень вероятно, что эта постановка выведет, как принято говорить, из зоны комфорта зрителя, ожидающего от «Нэнси» только развлечения и музыки. Нетипичный для «Современника» жанр, манера игры и затронутые откровенные темы  – несомненно, смелый шаг для театра и для всей творческой команды спектакля, включая исполнителей ролей второго плана. Их истории, сопровождающие повествование о Нэнси, типичны для жизни молодых людей в современном мегаполисе: попытки преодолеть одиночество, страхи, неуверенность и стать счастливым в бешеном ритме жизни, не потеряв себя, веру в людей и собственное достоинство, распознать за масками родственную душу и истинные намерения людей, – всё это мы слышим в эпизодах про Бэтти, Кэтти и Томми.

Особое место в спектакле занимает музыка и хореография – все-таки жанр «про мюзикл» обязывает к насыщенному звуковому и визуальному сопровождению. Лаконичная сценография  (шесть стульев посреди сцены в обрамлении разноцветных неоновых световых трубок и огромный экран) с лихвой компенсируется танцевальными номерами: они перемежаются с диалогами и рассказами героев, усиливая драматизм и глубину переживаний, в то же время, позволяя зрителям сделать паузу между эпизодами и усвоить услышанное.

«Нэнси» – симбиоз спектакля разговорного жанра и музыки, танцев и острой социальной драмы, комедии и безжалостной пародии. Это история с жестокими разоблачениями, горькой правдой и хэппи-эндом. Современная музыкальная сказка про поиск себя, про цену успеха и расплату за ошибки, про исцеление для «отравленных сладким попкорном» людей, рассказ о праве на ошибку и втором шансе.

Кстати, и заканчивается спектакль весьма оригинально (и закономерно) – в духе щедро штампуемых Фабрикой грёз фильмов, замыкая танцевально-разговорно-киношное повествование о самой Нэнси и о том, кто ее придумал и воплотил в жизнь.

Билеты

Текст Алена Азаренко

Фото: sovremennik.ru