READING

Ночной полет над Нойкельном в Театре «Практика»...

Ночной полет над Нойкельном в Театре «Практика»

«Летний дождь. Этот запах песка, когда падают первые, тяжелые капли. Дождя не было уже несколько недель. Булыжная мостовая сразу приобретает маслянистый блеск. Скопившаяся грязь проступает наружу, как если бы камни вспотели от жары» – такими поэтичными строками начинается спектакль о социально неблагополучном районе Берлина.

В постановке Полины Золотовицкой главным действующим лицом является слово. Оно создает атмосферу – напряженную, звенящую, агрессивную, но хрупкую. Оно есть физический акт – все действия в спектакле только проговариваются. Весьма характерный прием для современного театра. Оно контрастирует своей красотой, мелодичностью, образностью с приземленными персонажами Нойкельна.

В пьесе Пауля Бродовски 7 действующих лиц. Все они одиноки, все неприкаянные, у каждого из них своя горькая история, и всем им не спится ночью. Они оказываются на улице не самого благополучного района Берлина. Их пути пересекаются, действия трактуются превратно, что приводит не к самым радужным последствиям. Напряжение в воздухе возрастает, ненависть к другому усиливается. Покуда не начинается дождь. Он смывает все напряжение, все социальные различия. Он един для всех. И все оказываются равны перед усмиряющей водной стихией.

Ночь – это время преображений, когда под покровом тьмы выходят на волю истинные черты и мотивы людей. И жители Нойкельна в это время суток превращаются в животных, стремящихся удовлетворить свои низменные потребности, оторваться от реальности и получить быстрое удовольствие. Каждый из них находится в постоянном поиске чего-то или кого-то, но преимущественно проблем на свою голову. А животные в свою очередь могут принять человеческое обличье на услужение «людей». Выдумка, галлюцинация, фантастика? Нет, просто ночь. Ночь в Нойкельне.

Во всех ролях в этой постановке заняты выпускники мастерских Олега Кудряшова 2014 и 2018 годов. Заядлые театралы наверняка видели эскиз этого спектакля год назад в стенах ГИТИСа. С тех пор данная работа претерпела небольшие изменения по актерскому составу и декорации, но по общему впечатлению это все та же постановка. Зато качественные изменения произошли в актерском исполнении. Дина Губайдуллина очень повзрослела актерски, и история ее малолетней турчанки, содержащей отца, вызывает наибольшую эмпатию. У Елизаветы Янковской настолько глубокий и бархатный голос, что текст в ее устах приобретает медовый оттенок. Вступление и заключение спектакля хочется слушать бесконечно. И особой притягательностью обладает лис Ивана Борисова. Невозмутимый, элегантный, загадочный персонаж. Он настолько очарователен, что его катастрофически мало.

В своей постановке режиссер говорит о социальных проблемах Берлина, которые на самом деле свойственны всем крупным городам. Есть ли в Москве определенные неблагополучные районы? Возможно, есть. По крайней мере, в Москве тоже есть иммигранты-беженцы, городские сумасшедшие, сексуально озабоченные, алкоголики, наркоманы, ночные бабочки, иждивенцы и т.д. Но когда после часа спектакля в маленьком темном зале театра Практика при скудном свете неоновых ламп выходишь на широкую празднично освещенную улицу в центре Москвы, в это так трудно поверить…

Билеты

текст Мария Куликовская

фото: praktikatheatre.ru