READING

Рок-мюзикл «TODD»: городская лондонская легенда ож...

Рок-мюзикл «TODD»: городская лондонская легенда оживает на Московской сцене

История Суинни Тодда – городской лондонской легенды – известна многим. С XIX века этот сюжет использовался в литературе, затем перекочевал в кино и на Бродвей. В 2011 году лидер группы «Король и Шут» Михаил Горшенев создал свою адаптацию известного сюжета.

Молодая Ловетт, племянница мясника, готовит худшие пирожки в Лондоне. В один день, она узнает в состарившемся бродяге, зашедшем в ее заведение, бывшего соседа – Суинни Тодда. 20 лет назад судья возжелал жену Суинни, а чтобы избавиться от соперника, на него состряпали донос и сослали на каторгу. Жена Люси покончила с собой, утопившись, а маленькая дочь – пропала. Ловетт с детства была влюблена в Суинни, поэтому она помогает ему и берет под свое покровительство. Суинни Тодд одержим местью, хочет убить судью. Он находит поддержку в церкви: Священник узнает героя, но не раскрывает знание. Дела Ловетт идут в гору после того, как Тодд начинает убивать – из человеческих тел она делает пирожки, о которых говорит весь Лондон. Во втором акте зритель узнает, что Священник воспитал дочь Суинни Тодда Элизу как свою, но не спешит рассказывать парикмахеру об этом. Когда же порочный Судья желает завладеть Элизой, Священнику приходится его отравить во время причастия. Обезумевший Тодд убивает Священника, следом принимается за и без того умирающего Судью, а затем встречает Элизу, в которой видит свою жену. Не понимая, что реально, а что иллюзорно Суинни Тодд убивает дочь, а затем и Ловетт, раскрывшую тайну Элизы. Потеряв смысл жизни – месть, убив всех кого любил и ненавидел, Суинни идет в мясорубку Ловетт и кончает с жизнью.

Постановка решена достаточно скромно с точки зрения оформления и сценографии. Декорации просты, зритель оказывается в бедном районе Лондона неопределенного времени. Музыканты группы «Король и шут» расположены тут же за прозрачным экраном в глубине сцены. Все герои, кроме чистой и невинной Элизы, ярко загримированы в демонической панковской манере: черные разводы глаз, выбеленные лица – будто на вечеринке по случаю хеллоуина, все они похожи на мертвецов. В общем, они и есть мертвецы, их души умерли, осталась лишь физическая оболочка.

По-настоящему спектакль «делают» актеры. В первом сезоне роль Тодда играл сам Горшенёв, его исполнение можно услышать на альбомах «КиШ», которые легли в основу мюзикла. После смерти музыканта, роль Тодда уже шестой сезон остается неизменно за Робертом Остролуцким. Музыкант проекта «Собака Табака» вживается в образ самозабвенно и без остатка. Его герой – человек абсолютно опустошенный, наполненный лишь местью, всегда мрачный и отстраненно смотрящий на окружающих.

Идеально дополняет Тодда Ловетт в исполнении Елены Резниченко. Ее героиня яркая, с сочным голосом, невероятной харизмой и огромной любовью к Суинни, готовая скрыть все его преступления, простить нелюбовь и смерть, которую он несет всем вокруг и даже ей самой. От их дуэтов нельзя оторвать взгляд и именно Ловетт дает главному герою надежду на счастье, которой не суждено сбыться.

Центральные персонажи мюзикла поддерживаются не менее мощными ролями второго плана. Священник и Судья – истинная удача нынешнего состава TODD. Роль Священника у ветерана российских мюзиклов – Владимира Дыбского. Его зрители знают по «Монте-Кристо», «Нотр-Даму» и другим известным проектам. Обладая глубоким баритоном и яркой внешностью, его Священник, привлекает зрителей на свою сторону, несмотря на то, что тот поддерживает Тодда в убийствах. В прогнившем насквозь мире, Священник не строит из себя святого и не требует святости от людей. Заботясь об Элизе, его персонаж открывается зрителю со стороны ранимой, ласковой и любящей. Видя безумство Тодда, он не открывает ему тайну Элизы не столько из-за нежелания расставаться с девушкой, которая за 20 лет стала ему родной дочерью, сколько из-за надежды, что таким образом он все-таки убережет ее от страшного мира вокруг, не дав очернить ее душу. При всей спорности, этот персонаж является скорее положительным, в отличие от абсолютно отрицательного судьи. В этой роли блистает Артур Иванов, знакомый московским театралам по работам в театре им. Ев. Вахтангова. Такой Судья является поистине украшением постановки. Каждое его появление на сцене – яркое представление, каждое движение пропитано пороком, злом и страхом людей вокруг. Драматический опыт Иванова идет только в плюс его персонажу, потому что некоторые сцены он решает одним движением глаз и тончайшей игрой. Обладая при этом сильным и узнаваемым вокалом (привет поклонникам «Бега» Ю. Бутусова), он справляется на ура с музыкальными номерами, в которых и танцует и поет.

Помимо основных героев в мюзикле есть бессменные рассказчики – Ирина Епифанова и Александр Ренегат Леонтьев. Их дуэт повествует нам о событиях вокруг героев, дает контекст происходящего и является значимой частью действия, не ограничиваясь связкой между номерами. Вокально это одни из лучших партий – глубокие, красивые, мелодичные, поддерживающие номера главных героев. Еще одним интересным решением в мюзикле является наличие хореографических вставок с черным лебедем – Сергеем Юдиным. Вместе с образом смерти, в исполнении самой юной участницы, лебедь заявляет о предопределенности судьбы Тодда, о невозможности его счастья на земле и тяжести страданий, выпавших на долю всех участников истории.

При всех составляющих, обрекающих постановку на успех, невозможно отдельно не упомянуть балет и хор, которые добавляют жизни и яркости всему, что происходит на сцене. Паркур, гимнастика, небанальные танцы и множество перевоплощений в течение действия раскачивают его и не сбавляют динамизм с первой и до последней ноты.

Конечно, мюзикл «TODD» в первую очередь отзовется в сердце поклонников творчества Михаила Горшенёва. Но даже если вы никогда не были на его концертах и не слушали ни одного альбома, в конце представления не удивляйтесь возникшим слезам и чувству огромной благодарности актерам. Они будут плакать вместе с вами, от искренней грусти и щемящего восторга перед качественным и невероятно самобытным музыкальным спектаклем, номера из которого запоминаются сразу и навсегда, а желание прийти и пережить это снова возникает уже на последнем аккорде.

Билеты в Спб на 2 апреля (БКЗ “Октябрьский”)
Билеты в Мск 31 мая, 1 июня

Текст Карина Чаплинская