READING

«Урод» — новый спектакль «Июльансамбля» в Центре и...

«Урод» — новый спектакль «Июльансамбля» в Центре имени Вс. Мейерхольда

«Июльансамбль» представил в Центре им. Вс. Мейрехольда новую работу. Режиссерский дебют актера Мастерской Виктора Рыжакова Артема Дубры — спектакль «Урод» по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга.

Инженеру электронных систем безопасности Летте (Сергей Новосад) отказывают в возможности представить собственное изобретение на международном конгрессе в Швейцарии, объясняя это его крайней физической непривлекательностью. Главный герой делает пластическую операцию и начинает вовсю «торговать лицом»…

Довольно простой посыл (и даже несколько посылов) этой короткой поучительной истории лежат на такой поверхности и так очевидны, что даже как-то непривычно в эпоху театрального режиссерского эксперимента в духе «дорогой зритель — догадайся сам». Тут догадаться нетрудно, да что там — сразу узнаешь ту среду, в которую каждой из нас живет и в которую выйдет после окончания спектакля из Черной комнаты.

Встречают у нас завсегда по одежке, но тут история как раз не только о тех, кто встречает. Разительная метаморфоза главного героя, ставшего шедевром профессионального искусства пластического хирурга (Никита Юськов), является не только внешней, а в принципе — тотальной. Летте не только едет на конференцию, вместо своего, уже все распланировавшего, шепелявого ассистента-очкарика (Алексей Каманин), но и успешно работает «лицом» продукта, становится предметом страсти и любовником 70-летней миллионерши (Варвара Феофанова), заводит других любовниц, весьма цинично объясняя жене (в этой роли также Варвара Феофанова), что «ну не может же такая красота принадлежать только тебе одной», и вообще во всех смыслах меняется до неузнаваемости. Увы, эйфория не позволяет главному герою предугадать скоротечность такого счастья — окрыленный успехом пластический хирург начинает в прямом смысле слова продавать лицо Летте направо и налево..

История о том, что бытие определяет сознание не нова. И, казалось бы, по ходу действия можно сделать вывод о том, что вот вам новый разрез глаз и форма носа и человек уже изменяет себе и становится жестоким нарциссом. А так ли все просто?

Изюминка истории в том, что до злополучной ситуации, когда Летте отказывают во вполне, как ему кажется, очевидной заграничной командировке, он не догадывался о том, какое неприятное впечатление на окружающих производит его внешность и насколько она влияет на его жизнь. Вопрос физической непривлекательности не имел никакого значения для изобретения им электронных приборов и вообще в целом успешной карьеры в компании. Его жена тоже никак не подавала признаки неудовлетворенности жизнью с таким непривлекательным индивидуумом, разве что никогда не смотрела прямо на его лицо, а только в левый глаз, но в этом для главного героя даже была какая-то прелесть.

И вот простая, казалось бы, история принимает другой оборот — такие ли мы рабы именно своего внешнего уродства, если, по сути, наше внутреннее определяет не оно как таковое, а отношение и реакция на него социума? Можно ли сказать, что изменение нашего внешнего способно до неузнаваемости изменить наше внутреннее, или оно выступает лишь лакмусовой бумажкой, снимает преграды на пути уже имеющихся у нас внутренних пороков? И в мире где твоя внешность для других людей — неизбежный ярлык, что (и кто) вообще такое «урод»?

В эпоху победившего «внешнего», где главными драйвером развития стал Инстаграм и подобные ему соцсети, это едва ли не самая актуальная тема. В постановке в принципе все актуально — высокий, отвечающий современному ритму жизни, темп, краткий хронометраж, соответствующий нашему клиповому сознанию, пластическая операция представлена в виде приготовления «смузи», а герои вообще почти не смотрят друг на друга. И вот это как никогда лучше характеризует парадоксальность нас сегодняшних, сконцентрированных на всех возможных внешних атрибутах успеха — наше внимание способно выцепить только резко выделяющиеся несоответствия «красивой картинке», а на деле мы друг друга даже взглядами редко удостаиваем.

Билеты