READING

«Тимур и его команда. Рассказы о том» в ЦДР: навс...

«Тимур и его команда. Рассказы о том» в ЦДР: навстречу приключениям опаздывать нельзя

Если вы никогда не искали потерявшуюся соседскую козу, не складывали дрова в поленницу инкогнито на чужой даче, не использовали тайные знаки и шифровки для передачи сообщений друзьям и не состояли в секретной подростковой организации по борьбе с хулиганами, у вас есть прекрасная возможность скорее исправить это упущение и погрузиться в мир детских приключений и увлекательных историй. В Центре драматургии и режиссуры состоялась премьера спектакля «Тимур и его команда. Рассказы о том» по легендарной повести Аркадия Гайдара.

Создатели спектакля – режиссер Татьяна Тарасова и художник Анна Агафонова воссоздали атмосферу старых подмосковных дач, объединив пространство сцены и небольшого зрительного зала, в котором расставлены веточки-флагштоки с пятиконечными звездами наверху, выкрашенные серебрянкой, мимо зрителей во время действия ходят то Миша Квакин с приятелем Фигурой, то Коля Колокольчиков, то Георгий Гараев, а в воздухе пахнет свежесобранными яблоками, которые хулиганы нарвали словно где-то за углом. Атмосфера в зале царит удивительная, и зрители становятся не просто гостями в театре – они будто наблюдают за всем происходящим из распахнутого окна соседнего дома, в которое ворвался теплый летний воздух и дух беззаботного веселого детства. Той далекой поры, когда храбрый Тимур со своими товарищами взяли на себя заботу о семьях красноармейцев, о пожилых людях и детях; тех времен, когда главными ценностями были доброта, честность, порядочность и взаимопомощь, а лучшей наградой за труды была искренняя радость ребенка или решенная проблема человека, попавшего в непростую ситуацию.

Спектакль наполнен светом, добротой, музыкой, задором, шутками, смешными фразами и словечками, проделками – всем тем, без чего немыслимы дети любой эпохи; в то же время в нем немало трогательных моментов, драматических поворотов и поучительных историй. Каждый рассказ и сцена в спектакле – нравственный урок зрителю, преподнесенный в форме шутливого эпизода: здесь сочетаются легкость с ответственностью, игривость – с честностью, беззаботность – с трудолюбием. Команда Тимура – не беспечные дети, а маленькие взрослые, самостоятельные и с чувством долга. Особая ценностью постановки состоит в том, что каждый персонаж проявляется в разных жизненных ситуациях, раскрывая не одну лишь свою положительную или отрицательную сторону, не являя из себя выхолощенный образ, а значит, не вызывает у юного зрителя отторжения ввиду идеализации или обесславливания. Молодые актеры (выпускники ВГИКа 2018 года, курс Владимира Меньшова) проживают на сцене яркую жизнь своих персонажей, каждый из которых заботливо и тщательно проработан до мелочей, в точности передавая и характер, и настроение, и эмоции, – и эта живая, искрящаяся юностью и жаждой приключений игра вызывает интерес и симпатию. Здесь Тимур залезает в окно (конечно, с самыми благими намерениями!) к другу Коле и по ошибке будит его дедушку; здесь же Тимур постоянно конфликтует со своим дядей, Георгием Гараевым, скрывая от него деятельность тайной организации; по соседству ссорятся сестры – старшая, серьезная Ольга и озорная весёлая Женька, – потому что младшая опять что-то перепутала или потеряла; даже хулиган Квакин – не просто мерзавец, а подросток со своей, отличной от других моралью, тем не менее, не лишенный представлений о порядочности и добре, – обобрал чужую яблоню с Фигурой, но ругает приятеля за то, что тот залез на участок погибшего летчика, у которого остались жена и маленькая дочь.

Великолепная сценография завораживает и взрослых, и юных зрителей. Декорации (практически все выполненные в белом цвете, как и костюмы героев) – при всей своей условности и минимализме, – воссоздают картины Москвы, дачи, сарая, чердака, вокзала, проселочной дороги, при этом, не перегружая сцену и действия излишними деталями и конструкциями. Дощатый забор превращается на глазах у зрителей то в мост на речке, куда пришли на свидание Георгий и Ольга, то в штаб секретной организации Тимура, где разрабатывается новый план, то в прототип самолета, на который взбираются дети, воображая себя летчиками…

Предметы быта как приметы эпохи, в которую жили герои, так точно подобраны и так ловко дополняют и продолжают само действие, что порой немая сцена звучит красноречивее любой фразы: как Ольга в трепетном ожидании лета на даче едет в автомобиле в окружении связок книг и вещей, а спустя некоторое время, рассерженная на непослушную Женьку, нетерпеливо теребит рукомойник; как дедушка Коли Колокольчикова любовно и неторопливо чинит старую швейную машинку, подаренную им на свадьбу своей (ныне покойной) жене; как стремительно Ольга собирает чемоданы и прячет подаренный отцом аккордеон в футляр – в знак своего решительного возвращения в Москву; как Тимур и его друзья в финале спектакля расправляют по всей поверхности сцены парашют, будто готовясь к новым подвигам; как ребята пронзают пространство над сценой веревкой с бумажным самолетиком, бегая из стороны в сторону и оставив после себя в воздухе большую канатную пятиконечную звезду, а в финале спектакля, подобным же образом, – густую паутину, похожую на стропы того самого парашюта; и пронзительный момент, когда Женька, вспоминая об отце-командире, с которым она давно не виделась, собирает веточки с горящими красными звездами (те самые, что расставил Тимур с друзьями около домов красноармейцев) в тележку и потом обнимает эту охапку, зажмурив глаза.

Музыка в постановке также занимает особое место – в лучших традициях ЦДР. Действие начинается с веселой песни о самолетах и летчиках в исполнении всех актеров спектакля, и дальше мелодия регулярно звучит в течение обоих актов. Тут играют на аккордеоне, балалайке, бубне, треугольнике и барабане, пионерском горне (куда уж без него в таком-то произведении!), здесь в небе раздается гул пролетающих самолетов, а на земле – извлекают звук из покачивающегося чайника, металлической кружки, ведра, свиста тростины – словом, само пространство и обстановка порождают звуковое сопровождение происходящих событий.

«Тимур и его команда» в версии ЦДР – это истории о том, что в жизни каждого человека, взрослого или ребенка, – есть место подвигу. Помочь ближнему, признать вину, сохранить тайну, помириться, успеть приехать на вокзал, быть может, на последнюю в жизни встречу, нарушить запрет во благо друга. Торопиться делать добро, отправляться в приключения и верить в славное светлое будущее, с надеждой и детской непосредственностью. Маленький шаг, благое дело – необходимые вещи на жизненном пути, следующий поворот которого может быть непредсказуемым. Как не известна судьба отцов ни Тимура, ни Ольги и Жени, как не предсказуемо будущее отважной команды ребят, проводивших взглядом пролетевший над ними гудящий самолет, как не известно будущее Георгия Гараева, которого призвали в Красную Армию.

Билеты

Текст Алена Азаренко

фотографии предоставлены пресс-службой